Не до шуток

Ежегодное собрание акционеров холдинговой компании Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway прошло гораздо серьезнее, чем обычно

Иронии, впрочем, на собрании хватало. В фильме, который показали инвесторам, был рекламный ролик с Баффеттом. Он продавал матрасы с карманами для денег в своем магазине Nebraska Furniture Mart. На вопрос изумленного покупателя, что он делает в магазине, Баффетт ответил, что это повышение по службе и оно как-то связано с потерей Berkshire рейтинга ААА (по версии Moody’s и Fitch).

В пятницу, накануне собрания, сотни акционеров Berkshire, приехавшие в Омаху, сидели на тюках сена, потягивали пиво и слушали живую музыку. А на само собрание по итогам года, который сильно отличался от предшествующих, съехалось более 35 000 человек. В 2008 г. чистая прибыль Berkshire сократилась на 59% до $4,99 млрд, а размер капитала на акцию – на 9,6%. С 1965 г., когда Баффетт стал владельцем Berkshire, размер капитала на акцию в среднем рос на 20,3% в год – вдвое больше, чем доход по акциям из индекса S&P 500. В I квартале Баффетт обещает снижение операционной прибыли до $1,7 млрд с прошлогодних $1,9 млрд и уменьшение размера капитала на акцию на 6%.

В прошлые годы акционеры задавали вопросы Баффетту из зала – больше шансов было у того, кто быстрее добежит до микрофона. На этот раз часть вопросов вытягивалась из лототрона, часть по электронной почте заранее принимали журналисты: Кэрол Лумис из Fortune, Эндрю Росс Соркин из The New York Times и Бекки Куик из CNBC. Они могли задавать только те вопросы, которые непосредственно касались Berkshire.

В 2008 г. Баффетт, по собственному признанию, «славой себя не покрыл». Впрочем, на вопрос, как получилось, что агентство Moody’s, акциями которого владеет Berkshire, щедро раздавало высокие рейтинги, Баффетт ответил, что все совершали одну и ту же ошибку. «Четыре-пять лет назад практически все в этой стране исходили из того, что цены на жилье не могут сильно упасть, – отметил он. – Это была глупость, кроме того, так поступали все остальные».

В портфеле Berkshire немало банковских акций, в том числе Wells Fargo, Goldman Sachs, Bank of America, US Bancorp, M&T Bank и Suntrust, пишет Bloomberg. Баффетт особенно доволен работой калифорнийского Wells Fargo, который называет «великолепной компанией». «Я бы с радостью купил весь Wells Fargo и US Bancorp, если бы нам разрешили», – отмечает он. А вот в стресс-тесты, результаты которых станут известны в четверг, Баффетт не верит. «Если взять, к примеру, Coca-Cola и посмотреть на ее баланс, о Coca-Cola он ничего не расскажет, – сказал он Bloomberg, – судить нужно по продукту».

Меньше надежд Баффетт связывает с газетной отраслью, которая быстро слабеет, и конца этому не видно. Впрочем, он намерен поддерживать принадлежащие ему The Buffalo News и The Washington Post, пока они не начнут приносить «бесконечных» убытков.

На вопрос о преемнике, который ему задают каждый год, 78-летний Баффетт по-прежнему отвечать не хочет. Два года назад из 600 претендентов, подавших заявки, были выбраны четверо, которым Berkshire передавала под управление по $5 млрд. Сейчас, по словам Баффетта, есть три кандидата из сотрудников Berkshire, которые, «если он умрет завтра», смогут его заменить на посту гендиректора, и еще четыре человека, которые смогут занять пост директора по инвестициям. «Это люди, которые знают, как управлять крупным бизнесом, – отметил Баффетт, – и они к этому готовы».