Большие амбиции

Сбербанк и группа ГАЗ – партнеры канадской Magna в переговорах по покупке Opel. Но против конкурирующего предложения Fiat их шансы невелики
Д. Гришкин

Группа ГАЗ

автопроизводитель. Основной акционер – «Русские машины» Олега Дерипаски (61% акций). финансовые показатели (2008 г., предварительные данные группы): выручка – 143,1 млрд руб., чистый убыток – 5,2 млрд руб.

Терпящая убытки General Motors ищет покупателя на свои европейские активы, а немецкие власти участвуют в этих переговорах, поскольку GM пытается договориться о госпомощи для Opel в 3,3 млрд евро. Вчера министр экономики земли Тюрингия Юрген Рейнхольц заявил агентству Bloomberg, что Сбербанк и группа ГАЗ присоединяются к предложению Magna International по покупке Opel. Рейнхольц объясняет интерес консорциума к Opel потенциалом российского рынка и стремлением к выводу немецких моделей в Азию.

Представитель GM Europe Кэрин Киршнер сказала, что переговоры по Opel идут с несколькими претендентами, но назвать их имена отказалась. Официально о планах покупки европейского бизнеса GM (включая Opel, Vauxhall и Saab) пока объявила только Fiat (см. статью на стр. Б1).

Соуправляющий Magna Зигфрид Вольф ведет переговоры с GM по поводу Opel от лица консорциума, в котором принимает участие и группа ГАЗ, сказал источник, близкий к компании. Мандат на такие переговоры, по его информации, Вольф получил от Олега Дерипаски (основной владелец ГАЗа). GM готова отдать Opel новому инвестору бесплатно, но с гарантией инвестиций – не менее 500 млн евро. В кризис купить дешево один из крупнейших автоконцернов – привлекательная возможность, объясняет источник, близкий к Сбербанку, тем более что российскому автопрому нужны технологии. Группа ГАЗ, по его словам, в этом альянсе выступает как партнер, обладающий необходимым индустриальным опытом.

Зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева, представители Magna и Сбербанка комментировать заявление Рейнхольца не стали.

Все три участника нового консорциума давно друг с другом знакомы. Специалисты канадской компании помогали ГАЗу создать производство Volga Siber на платформе Chrysler Sebring в Нижнем Новгороде, вместе компании планировали создать несколько СП по выпуску компонентов. Дерипаска почти год был владельцем около 20% акций Magna, пока осенью не потерял их по margin calls банков-кредиторов. Нынешний руководитель Сбербанка Герман Греф тоже давно знает Вольфа. Когда менеджмент Magna три года назад начал искать выходы на российский рынок, то одним из первых он провел встречи с представителями Минэкономразвития, которое тогда возглавлял Греф.

Сбербанк является одним из крупнейших кредиторов группы ГАЗ.

Как в консорциуме могут распределяться доли – не решено, идут консультации, говорят менеджеры компаний – участниц альянса.

Интерес к Opel со стороны Magna понятен, отмечает эксперт Ernst & Young по автопрому Иван Бончев. Канадский холдинг – один из крупнейших производителей автокомпонентов (Opel входит в число клиентов) и уже имеет мощности по сборке автомобилей под чужими марками, причем одними из лучших в мире, напоминает он. Magna ищет пути географической диверсификации бизнеса, большая часть которого сейчас приходится на США, резюмирует Бончев.

Шансы в борьбе с Fiat не так велики, признает близкий к группе ГАЗ источник: у итальянского концерна более устойчивое финансовое положение. Но Magna, ГАЗ и «Сбер» рассчитывают на поддержку профсоюзов, которые опасаются закрытия заводов в случае сделки с Fiat, отмечает он. У Fiat и Opel конкурирующие модельные ряды; лидер профсоюза Opel Клаус Франц, который одновременно является заместителем председателя наблюдательного совета компании, в конце апреля заявил, что профсоюз будет возражать против сделки с Fiat, а вчера сказал, что проведет «тщательный анализ рисков».

Для ГАЗа ввязываться в проект по Opel сейчас – безумие, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Долг ГАЗа – около 45 млрд руб., компания пытается его реструктурировать. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в I квартале продажи ГАЗа упали на 60% до 12 870 автомобилей (у Opel – на 49% до 11 945 шт.). Два самых амбиционных проекта ГАЗа по локализации в России иностранных продуктов из-за кризиса провалились, напоминает Сахнова: кроме локализации Volga Siber это выпуск легкого коммерческого автомобиля Maxus (завод LDV, на котором он выпускается, ГАЗ выставил на продажу). Да и вообще, по мнению Сахновой, группе ГАЗ лучше забыть о своих амбициях в сегменте легковых автомобилей и сосредоточиться на самом важном для себя – рынке легких коммерческих машин.