Modernizatsya.ru: Что осталось на трубе


На этой неделе исполнится год со дня вступления в должность президента Дмитрия Медведева. Новый глава государства пришел как сторонник доктрины «четырех «и», утверждая: нужно сконцентрироваться на институтах, инфраструктуре, инновациях и инвестициях. Однако судьба распорядилась так, что молодой президент стал заложником системы, созданной за восемь предшествующих лет. Эта система действительно нуждалась во всем вышеозначенном, но фактически ничего обеспечить не могла. Так что осталось от «четырех «и»?

Инновации иссякали все эти годы, по мере того как научный потенциал советского периода растрачивался, а образование разрушалось. В изданиях, входящих в «список ВАК», все чаще появляются статьи, состоящие из случайно подобранных слов, главный железнодорожник всерьез претендует на Государственную премию – и стоит ли удивляться, что в 2008 г. в российской экономике применялось почти в 2,5 раза меньше отечественных технологий, чем в 2000 г.? С начала 1990-х гг. доля международных патентов, полученных россиянами, сократилась с 4,6% до 2,6%, а суммарные тиражи научных журналов в огромной России упали почти в 20 раз и сегодня вдвое меньше, чем в Бельгии. Поэтому инновации – которые могли бы быть обеспечены в России даже с большей вероятностью, чем остальные прорывные «и», – готовы в значительных масштабах поступать только из-за рубежа.

Прошлой весной казалось, что все обстоит относительно благополучно хотя бы с инвестициями и инфраструктурой, однако тут планы были нарушены иными факторами.

Массированные инвестиции в экономику (которые в 2007 г. составили около 6,6 трлн руб. из внутренних источников и более $120 млрд из внешних) сменились паническим выходом инвесторов из сколь-нибудь рискованных проектов. Отток капитала за рубеж в 2008 г. достиг рекордных $129,9 млрд, а отечественные инвестиции в основной капитал в I квартале 2009 г. снизились более чем на 15%. Огромные заимствования у зарубежных банков, растраченные на бессмысленные слияния и поглощения одними российскими компаниями других, тяжким бременем повисли на экономике. Банки – главные аккумуляторы инвестиционных ресурсов – бросились к государству за срочной помощью. Это «и» теперь можно надолго снять с повестки дня: в условиях сокращения спроса и стремительного удорожания кредитных ресурсов никакие долгосрочные инвестиции не являются оправданными.

Инфраструктура, которая была и остается одним из самых слабых мест российской экономики (в стране с населением 142 млн человек автодорог в 2,6 раза меньше, чем в 32-миллионной Канаде, весь внутренний рынок авиаперевозок мог бы быть обслужен одним британским бюджетником EasyJet, половина железнодорожных путей была впервые проложена до 1916 г., а износ фондов в ЖКХ превышает 70%), должна бы остаться в центре внимания – но аппетиты чиновников в путинскую эпоху выросли так, что заниматься этой проблемой в условиях кризиса невозможно. В России 1 кВт ч новых энергомощностей обходится на 40% дороже, чем в Германии, возведение в Москве 1 кв. м складских и торговых помещений – в 3–3,5 раза дороже, чем в Париже или Риме, а прокладка 1 км асфальтированной четырехполосной автодороги стоит в 4 раза больше, чем в среднем по ЕС. Это следствие монополизма и произвола властей. Да и зачем сейчас строить? Чтобы дать деньги людям? Но в таком случае проще повысить пособия по безработице. Чтобы подготовиться к будущему подъему? Но при загрузке производственных мощностей промышленности на уровне 55% этого придется ждать еще долго – так что вполне можно не торопиться.

Но остается еще одно «и» – институты. Ситуация в этой области, похоже, критическая. «Вертикаль власти» не способна обеспечить эффективное распределение выделяемых на преодоление кризиса средств. Милиционеры расстреливают людей на улицах российских городов. Доля коррупционного дохода в госзаказах стремительно растет, а списки чиновников слишком похожи на те, которые ожидаешь встретить в портале odnoklassniki.ru. Именно тут и нужны сегодня усилия, которые все равно не пригодятся (или, по крайней мере, не изменят ситуацию) на остальных трех направлениях. Необходима кропотливая работа по борьбе с коррупцией, реформированию системы государственной службы, усвоению хорошо зарекомендовавшего себя в мире опыта – от организации службы дорожного движения во Франции до независимого комитета по борьбе с коррупцией в Южной Корее. Только в этом случае четыре года президентства Дмитрия Медведева – а время летит очень быстро – не пройдут зря.