Бонус за сокращение

Кризис уже отъел львиную долю от вознаграждений менеджеров во всем мире, говорят исследователи. Кроме того, размер премии теперь часто будет зависеть от того, сколько менеджер сэкономил на своем участке работы

Содержание работы топ-менеджеров в кризис значительно поменялось, но мотивационные схемы, применяемые в компаниях, этих изменений практически не отражают, говорит Денис Карасев, управляющий консультант московского офиса Hay Group. Справедливости ради нужно отметить: вознаграждение топ-менеджеров и раньше было слабо привязано к эффективности работы компании, даже в западном мире подобная привязка – большая редкость, поясняет он.

Недополучили

За прошедший год консультанты Hay Group исследовали практики вознаграждения топ-менеджеров три раза: до кризиса (весной 2008 г.), в самый его разгар (в ноябре 2008 г.) и недавно (весной 2009 г.). В недавнем опросе приняли участие представители 2000 организаций из 88 стран.

По данным Hay Group, в 71% европейских компаний бонусы, выплаченные по итогам 2008 г., оказались ниже ожидаемых, причем в 36% случаев сокращение превысило 70%. Почти половина компаний прогнозируют дальнейшее снижение бонусов по итогам 2009 г.

Больше чем для половины европейских топ-менеджеров в 2009 г. не будет никакого увеличения фиксированной части вознаграждения (зарплаты), отмечают в Hay Group. В 43% случаев их ждет замораживание зарплаты, каждая десятая компания прибегает к временному урезанию зарплат топ-менеджеров, еще 10% используют сокращение зарплат топ-менеджеров по решению работодателя и 14% – сокращение зарплат по соглашению сторон, утверждают консультанты. Доходы синих воротничков страдают в меньшей степени: зарплаты будут заморожены у 27% таких сотрудников, временно урезаны – у 7%, сокращены решением работодателя – у 5% и сокращены по соглашению сторон – у 9%.

В России общая компенсация топ-менеджеров тоже заметно уменьшилась, утверждает Карасев. В первую очередь – за счет падения переменной части: значительного сокращения краткосрочных бонусов и снижения ожидаемой стоимости долгосрочных планов за счет падения капитализаций, говорит он.

Не подготовились

До осени 2008 г. российские компании росли вместе с экономикой, и не нужно было быть хорошим управленцем, чтобы показывать впечатляющие результаты. Теперь компаниям приходится измерять успехи и неудачи с помощью совсем других показателей эффективности, подчеркивает Карасев.

Но, судя по всему, ни компании, ни менеджеры к этим изменениям оказались не готовы. Чуть больше трети опрошенных организаций готовы вносить существенные изменения в системы вознаграждения топ-менеджеров и сотрудников, утверждают в Hay Group. Большинство поступает так, чтобы отразить изменения в стратегии или бизнес-модели, 12% организаций поддались давлению общественности, еще 11% отреагировали на требования регулирующих органов.

Что отожмут, в том и поучаствуют

В спокойные времена около двух третей компаний закладывали будущие мотивационные выплаты в бюджет, а теперь таких осталось около 50%, говорит Сергей Львов, гендиректор консалтинговой компании Axes management. Зато практически удвоилась (с 11% до 20%) доля компаний, принимающих решение о размере мотивационных выплат после подведения итогов квартала или года, отмечает Львов.

Если до кризиса 18% компаний не закладывали бонусы в бюджет, а выплачивали их постфактум, как заранее оговоренную, к примеру, долю прибыли, то теперь их число возросло до 30%. Только на прибыль рассчитывать могут немногие. Поэтому растет число случаев использования других экономических показателей, например связанных с размером экономии, достигнутой на том или ином участке работы. «Какие затраты отожмешь, в том и поучаствуешь» – описывает подобные схемы Львов. Например, менеджеры, работающие с персоналом, могут в качестве премиальных получать долю от экономии, достигнутой за счет фонда оплаты труда; менеджеры по работе с поставщиками – часть средств, сэкономленных за счет поставщиков и т. д.

Распределение части сэкономленного фонда оплаты труда среди оставшихся сотрудников, в том числе и руководителей, Львов считает вполне этичным: в кризис люди в организациях чувствуют себя как на падающем воздушном шаре: либо шар рухнет, либо кого-то придется сбросить.

Затраты на персонал – одна из крупнейших статей расходов компаний, пишут консультанты Hay Group. Поэтому за нее в кризис берутся в первую очередь. Но торопливые способы снижения этих затрат приносят компаниям больше вреда, чем пользы. Сокращения, проведенные без учета индивидуальных показателей сотрудников, могут оказать глубоко деморализующий эффект.

Любое сокращение штатов приводит к негативным последствиям, обнаружили сотрудники американского Университета Висконсин-Мэдисон Чарли Тревор и Энтони Найберг. Их статистический анализ HR-практик компаний, подавших заявки на участие в конкурсе «100 лучших работодателей года», показал, что сокращение всего 1% персонала приводит к увеличению текучести кадров на 31% в компаниях с передовыми методами управления персоналом и на 112% – в компаниях, в которых HR-практики далеки от совершенства.