Проверка «на пробой»

Бывший академик запрещенной Генпрокуратурой академии может парализовать продажи автокомплектующих в России. Получив патент на амортизаторы, он требует от компаний Японии, США и Германии компенсации

Вчера японская компания Kayaba Industry и ее европейское подразделение KYB Europe подали в Арбитражный суд Москвы иск о защите репутации к гражданину России Олегу Тихоненко. Тихоненко в 2008 г. получил в Роспатенте три патента на так называемые «полезные модели» амортизаторов – по сути, это усовершенствование уже существующих конструкций.

«Я придумал, как улучшить демпфирующие свойства амортизаторов в 1994 г., но зарегистрировать смог только в 2008 г., – объяснил «Ведомостям» Тихоненко. – Суть изобретения в том, что амортизаторы лучше «держат на пробой».

Объем защиты у полезных моделей точно такой же, как у изобретений. Пользуясь этим, Тихоненко обратился с жалобой в правоохранительные органы, утверждая, что его изобретение используется в большинстве импортных амортизаторов. Сумму убытков, которые ему нанесла только Kayaba за два года (начиная с подачи заявки в 2006 г.), он оценил в $30–32 млн. Тихоненко считает, что российский рынок амортизаторов составляет $4 млрд в год, его крупнейшие игроки – германская ZF с долей в 35%, Kayaba – 30%, американская Monroe – 15% и германская Bilstein – 10%. По данным Hoovers, глобальные продажи Kayaba в 2008 г. составили $2,3 млрд.

Тихоненко рассказывает, что, получив патенты, разослал уведомления в 49 компаний, занимающихся продажами амортизаторов, что те нарушают его права, и предложил урегулировать ситуацию. Представитель российского офиса ZF подтвердил, что знает о претензиях Тихоненко.

В своих августовских письмах (в распоряжении «Ведомостей») Тихоненко подписывался академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. В сентябре 2008 г. Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности академии (она незаконно присваивала звание «академик» и выдавала награды, идентичные государственным) и распорядилась принять меры по ликвидации академии.

Никто из адресатов на предложение Тихоненко не отреагировал, поэтому в октябре 2008 г. он написал письмо и. о. начальника департамента охраны общественного порядка МВД России Михаилу Артамошкину. После чего ГУВД Москвы провело контрольные закупки амортизаторов, Тихоненко передал их на экспертизу в Ростест и 30 декабря получил заключение, что в импортных образцах используется его запатентованная модель.

Получив заключение Ростеста, Тихоненко в 2009 г. написал письмо замминистра МВД Евгению Школову.

Новые требования Тихоненко подписывал на бланке Российской национальной службы экономической безопасности, а «Ведомостям» представился как президент Союза обществ и благотворительных организаций России «Собор».

В апреле проверки продавцов амортизаторов прошли в Омске, Москве и Московской области. С 13 апреля на две недели на складе компании «Р-партс» были арестованы амортизаторы Kayaba. Тихоненко утверждает, что борется за российского автопроизводителя и хочет не допустить монополии Kayaba на российском рынке автокомпонентов.

Kayaba 6 апреля подала возражение в Палату по патентным спорам (ППС) против выдачи патентов Тихоненко. А 14 апреля написала письмо в Генпрокуратуру с просьбой проверить обоснованность действий сотрудников БЭП ГУВД и законность обращений Тихоненко в правоохранительные органы. По мнению Kayaba, патент Тихоненко похож на опубликованный в США 16 декабря 1997 г.

По заключению Государственного научного центра по автомобилестроению НАМИ, в амортизаторах KYB не используются полезные модели Тихоненко. «Это распространенная практика, – говорит патентный поверенный Евгений Ариевич, – объем защиты у полезных моделей такой же, как у изобретений, а вот экспертиза их в Роспатенте чаще всего проходит формально». Гендиректор юрфирмы «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков добавляет, что патенты на полезные модели легко аннулируются решением ППС – достаточно обоснованного возражения от компаний, чьи интересы нарушают патенты.