Последствия кризиса: Мир замедлится


Обнадеженные первыми зелеными побегами роста, свидетельствующими о восстановлении мировой экономики, рынки устремились вверх. Все больше инвесторов предсказывают быстрое восстановление экономики – сначала в Китае, следом в Соединенных Штатах, а затем в Европе и остальном мире. Похоже, что даже ужасные показатели экономического спада за последние пару кварталов не смущают оптимистов. «Чем глубже падение, тем сильнее отскок», – отвечают скептикам аналитики-оптимисты.

Возможно, оптимисты и правы. Но насколько сильного подъема разумно ожидать, когда худшее останется позади? Будут ли «новые нормы» темпов роста такими же, как прежние нормы – те, к которым мы привыкли во время бума 2002–2007 гг.? Я с трудом могу представить, что США и Китай, главные двигатели глобального роста в течение двух десятилетий, смогут продемонстрировать такие же темпы роста, какими наслаждались до кризиса.

Начнем с США, которые стали эпицентром финансового кризиса и экономика которых до сих пор является главенствующей в мире. Американский финансовый сектор выйдет из кризиса, сильно потеряв в размерах и в жестко зарегулированном состоянии. Это не повод для беспокойства, утверждают некоторые экономисты. В 1950-е и 1960-е гг. США демонстрировали быстрый рост при довольно жестко зарегулированной банковской системе. Почему бы не повторить этот опыт?

Они правы. Однако послевоенный финансовый сектор не должен был поддерживать такую разнообразную и сложную экономику, как сегодня. Если власти переведут часы правил регулирования банковской сферы на несколько десятилетий назад, где гарантии того, что они тем самым не вернут к прежним значениям и доходы?

Потребление в США, крупнейший двигатель глобального роста, на фоне падения цен на недвижимость, роста безработицы и падения пенсионных доходов стремится к более низкому уровню. Во время бума уровень потребления в США перевалил за 70% от ВВП. Из-за кризиса оно может упасть до 60%.

А как же насчет главного политического сдвига, произошедшего в США? Утомленные энергичным ростом избиратели стали уделять больше внимания проблемам экологии, здравоохранения и неравенства доходов. Но достижение этих похвальных целей обойдется весьма недешево, что ляжет тяжким бременем на и без того гигантский бюджетный дефицит, на который пошли США ради противостояния финансовому кризису. Увеличение налогов и усиление регулирования не могут положительно сказаться на росте.

Еще есть пространство для маневра: сделать работу правительства более эффективной, особенно в сферах образования и здравоохранения. Но хватит ли этой оптимизации, чтобы компенсировать затраты на увеличение государственной активности в других областях? Я очень на это надеюсь. Безусловно, администрация Обамы в этом вопросе является глотком свежего воздуха после оглушительной абсурдности времен правления Буша – Чейни. Но правительства различных стран мира всегда убеждены в том, что расширение их штата будет оправдано повышением эффективности, а эти мечты, как правило, оказываются несбыточными.

В долгосрочной перспективе рост Китая также должен замедлиться. Даже до финансового кризиса было очевидно, что Китай не сможет бесконечно продолжать поддерживать рост на уровне 10% и выше. Экологические и водные проблемы становятся все более острыми. Ясно было и то, что если Китай продолжит развиваться быстрее, чем остальные страны, то способность остального мира импортировать производимую им продукцию просто не угонится за экспортной машиной Китая (впрочем, еще раньше могла закончиться готовность мириться с этой экспортной экспансией). Китай становился слишком большим.

Финансовый кризис обострил необходимость переориентации китайской экономики на удовлетворение внутреннего спроса. Правда, даже когда экспорт сильно упал, правительству удалось поддержать рост за счет огромных расходов и кредитной экспансии. Однако, несмотря на ее необходимость, такая стратегия грозит нарушить тонкий баланс между развитием частного и государственного секторов, который до сих пор подпитывал рост Китая. Усиление роли государства и умаление роли частного сектора практически наверняка приведет к замедлению темпов роста в оставшиеся годы этого десятилетия.

Европа также сталкивается сегодня с проблемами – и не только из-за того, что она переживает самый глубокий спад среди развитых экономических регионов (напомню, на прошлой неделе правительство Германии предупредило о сокращении ВВП в 2009 г. на фантастические 6%). Финансовый кризис практически наверняка отсрочит вступление в союз стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы, молодое население которых является единственным источником динамичного роста в Европе.

Не во всех регионах рост в ближайшие годы обязательно замедлится. Если будут продолжаться реформы в таких странах, как Бразилия, Индия, Южная Африка и Россия, развивающиеся рынки вполне смогут частично заполнить провал в росте, возникший из-за спада в крупнейших экономиках. Однако, по всей вероятности, после долгих лет постоянного пересмотра прогнозов глобального роста в сторону повышения Международный валютный фонд все-таки начнет их снижать.

Даже после того, как кризис завершится, глобальный рост в течение определенного времени будет ниже, чем во времена предкризисного бума. Это может положительно сказаться на окружающей среде, равенстве доходов и стабильности. Правительства совершенно правильно волнуются не только о темпах роста, но и о его качестве. Но когда настанет время подсчитывать налоги и прибыль, инвесторы и политики должны будут переориентироваться на новую, более низкую норму темпов роста.