Изнанка мировой

Доводить дело до суда при сокращении персонала не любят ни работники, ни работодатели. Но это не значит, что ни те ни другие не должны отстаивать свои права

В конце февраля руководство ИД «Бурда» решило приостановить выпуск журнала «Мадам Фигаро», и лишь благодаря работе профсоюза, который незадолго до этого создала редактор отдела культуры журнала Варвара Турова, сотрудникам удалось добиться «беспрецедентных условий увольнения». А именно – выплаты договорной суммы вместо предлагаемых вначале четырех окладов каждому журналисту и сохранения медицинской страховки до конца года. Договориться об этом, по словам Туровой, имея профсоюз, всегда легче: «Любой работодатель по мелочи нарушает трудовое законодательство, и ему невыгодно доводить ситуацию до суда». Сейчас профсоюз работников ИД «Бурда» находится под защитой объединения профсоюзов «Соцпроф», и в любой момент ее члены могут получить юридическую консультацию. «Это важно, поскольку в 99% случаев люди либо не знают своих прав, либо просто боятся их отстаивать», – рассуждает Турова. «Профсоюзы, – разъясняет она, – совершенно нормальная, бытовая практика, помогающая в спорах, а вовсе не ведущая к войне с начальством». Турова была уволена, занимается другим проектом, но остается председателем профсоюза работников ИД «Бурда».

Маленькие не судятся

На вопрос исследовательского центра портала SuperJob.ru, приходилось ли вам когда-либо решать трудовые споры в судебном порядке, отрицательный ответ чаще всего выбирали менеджеры по персоналу небольших организаций, в которых работает до 50 сотрудников (90%). Они комментировали позицию компании так: «Лучше до суда дело не доводить, а договариваться. Ведь законодательство несовершенно», «Время – деньги», «Надо быть порядочными». Практиковали судебные тяжбы 17% компаний. Таких больше всего – 29% – среди крупных организаций с численностью персонала от 1000 до 5000 человек.

Не терять время

Некоторые работодатели скептически относятся к каким бы то ни было судебным разбирательствам. «Практики бывают разные, и даже в том случае, когда увольняешь человека по статье, добиваться справедливости в суде не всегда эффективно», – делится соображениями гендиректор компании «Отечество» Павел Иванушко. Он вспоминает случай, как одного из страховых агентов его компании, присвоившего взносы клиента, суд признал виновным, но ничего, кроме морального удовлетворения, от этого решения работодатель не получил. «Никакой материальной компенсации мы так и не увидели – как были в убытке, так и остались», – разводит руками Иванушко. По его мнению, чего бы ни коснулось дело, лучше договариваться с сотрудником тет-а-тет.

«Трудовой кодекс защищает права работника и когда надо, и когда не надо, – комментирует Павел Безручко, гендиректор «Экопси консалтинга». – Если человек не достигает результата, но при этом исправно ходит на работу, уволить его по закону сложно».

Сами отстанут

«Если люди не желают заключать договор по соглашению сторон, мы проводим официальное сокращение», – делится собственным опытом Ирина Новикова, директор по персоналу петербургского завода «Знамя труда» им. И. И. Лепсе. Сокращения здесь коснулись в основном инженерно-технического персонала и трудовых мигрантов. По словам Новиковой, по сокращению штата увольнение происходит в строгом соответствии с буквой закона: профсоюзный комитет и служба занятости предупреждают работников за два месяца, выплачивают людям оклады, выходные пособия и т. д. «Если же это соглашение сторон, то мы договариваемся о двух-трех окладах – все зависит от того, как долго проработал у нас человек», – продолжает Новикова, добавляя, что сотрудники чаще всего тоже склоняются к последнему варианту. «В летний период людям выгоднее получить два-три оклада и уехать отдыхать на дачу, чем мучиться со службой занятости», – делится наблюдениями она.

Суд не понял

«Не все сразу идут в суд – некоторые сначала обращаются в трудовую инспекцию», – комментирует ситуацию вице-президент по персоналу компании «Эльдорадо» Руслан Ильясов. За последнее время его компания получала около пяти запросов из этого департамента. «Чаще всего, уволившись по соглашению сторон, люди потом вдруг начинают думать, что им недоплатили либо сократили под давлением, – рассказывает он. – Мы предоставляем необходимые документы в инспекцию, и в 90% случаев такого рода вопросы снимаются».

«Если грамотно подойти к оформлению документов, то доказать правоту компании не составит труда», – высказался один из респондентов опроса. Но в компании «Эльдорадо» на опыте убедились, что так бывает не всегда. «В одном из наших региональных филиалов сотрудник добился через суд восстановления на работе. Мы посчитали это решение неправильным и сейчас подаем апелляцию», – рассказывает Ильясов, добавляя, что суд «просто не обратил внимания на документы, представленные работодателем».

«Объем продаж розничных сетей, работающих на рынке электроники, по оценке экспертов, в целом по стране упал примерно на 20% – в этих условиях компании тоже не могут «кормить» как минимум 20% своих сотрудников, они обязаны уволить самых неэффективных из них, но, к сожалению, некоторые этого не понимают», –заключает он.

Потенциального работодателя вряд ли обрадует факт одержанной сотрудником победы в суде, предостерегает Безручко. «Причем рекомендации, полученные от прежнего работодателя, играют роль более достоверной информации, чем рассказ человека о самом себе», – отмечает он. Безручко советует не скрывать подобные эпизоды в своей биографии и в разговоре с потенциальным работодателем объяснять, почему это произошло: «Все должны понимать, что ты это делал не из вредности, а из желания отстоять свои права».