Кольца «Русполимета»

Российский монополист по производству полуфабрикатов для авиадвигателей монтирует новый кольцепрокатный стан. Стан рассчитан на штучные заказы авиа- и машиностроителей

Поздно оста­навливаться. 1,1

миллиарда рублей вложил «Русполимет» в развитие с 2006 г. Кроме оборудования для нового стана приобретен гидравлический пресс усилием 100 НМ немецкой Schuler, вакуумно-дуговая печь фирмы ALD и ленточно-пильный станок PC SAW-700 от японской Amada. Введен в эксплуатацию газостатический комплекс шведской фирмы ABB-ASEA, создан собственный испытательный центр.

ОАО «Русполимет»

металлургическая компания. Совладельцы: ООО «Мотор-инвест» – 67,5%, номинальные держатели – 33,5%. По данным ЕГРЮЛ, 99,6% долей «Мотор-инвеста» у гендиректора государственной лизинговой транспортной компании Виктора Клочая, 0,4% – у его сына Максима Клочая. чистая прибыль – 12,13 млн руб. (РСБУ, I квартал 2009 г.).

К 9 мая на «Русполимет» доставят кольцепрокатный стан производства немецкой компании SMS MEER стоимостью 672,6 млн руб., сообщила пресс-служба «Русполимета». Монтаж стана начнется сразу, в ноябре 2009 г. планируется начать опытную эксплуатацию, заявил «Ведомостям» генеральный директор завода Юрий Луканин. Новый стан, по данным Луканина, не имеет аналогов в России, он позволит выпускать кольца диаметром до 6000 мм, высотой до 1200 мм и массой до 12 т для авиакосмической отрасли, энергетического и тяжелого машиностроения. Нижегородские власти считают проект перспективным для области, сказал «Ведомостям» чиновник областного минпрома.

«Русполимет» был создан в 2005 г. в результате слияния кулебакских металлургического и кольцепрокатного заводов, специализирующихся на выпуске полуфабрикатов для авиадвигателей. По оценкам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова и самой компании, «Русполимет» занимает 85–90% российского рынка кольцевых заготовок. В феврале совет директоров «Русполимета» одобрил кредитное соглашение со Сбербанком на 400 млн руб., 28 апреля – еще одно: 769 000 евро на семь лет для финансирования инвестпрограммы.

Проект был начат два года назад и кризис застал его на завершающей стадии (см. врез), варианты заморозить его не рассматривались, подчеркивает Луканин. По его словам, плановый срок окупаемости – четыре года – несколько удлинится из-за снижения объемов производства у потенциальных заказчиков. «Назвать проектную мощность стана практически невозможно, заказы на большие кольцевые заготовки носят штучный характер, такой же, как, к примеру, производство ядерных реакторов, такие кольца не подлежат складированию», – говорит другой менеджер «Русполимета». По его словам, завод не меньше полугода копил заказы, которые нельзя выполнить без нового стана. В прошлом году «Русполимет» проводил конференцию для потенциальных потребителей продукции нового стана, она вызвала большой интерес у «Пермских моторов», НПО «Сатурн» (вместе с французской Snecma изготавливает двигатели для SSJ 100, а также производит энергооборудование), рассказал Луканин.

Представители «Сатурна» не смогли вчера прокомментировать перспективы проекта из-за отсутствия на месте специалистов.

Заказы, на которые «Русполимет» рассчитывал два года назад, он теперь не получит, говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Вячеслав Смольянинов. По итогам 2007 г. компания запланировала удвоить выручку до 4,2 млрд руб. А в 2008–2025 гг. российский авиапром, основной потребитель продукции компании, должен был выйти на производство 250–300 самолетов в год, для этого нужно было ежегодно 17 лет увеличивать объемы производства на 30%, продолжает он. За время кризиса заказов от авиапрома стало меньше на 10–15%, а от машиностроителей – вдвое, признает менеджер компании, не называя абсолютных цифр. Объединенная авиастроительная корпорация скорректировала планы выпуска к 2015 г. с 490 до 140 самолетов. «В любом случае разумно завершить проект, получить возможность подстроиться под запросы потребителей <...> это верная политика», – резюмирует Смольянинов.