Слияние вместо поглощения
Кризис примирил родственников – акционеров Porsche и Volkswagen (VW). На планах Porsche установить полный контроль над Volkswagen Group поставлен крест, вместо этого они образуют единую компаниюВ новой корпоративной структуре «в единой компании будут собраны 10 брендов, при этом должна быть обеспечена независимость всех брендов, и в особенности Porsche», говорится в совместном заявлении Volkswagen Group и Porsche Automobil Holding. Девять брендов принадлежат VW, которая является подразделением Porsche Automobil Holding, десятый – собственно Porsche (другое подразделение холдинга).
Решение об объединении было принято после встречи в Зальцбурге представителей семьи Порше и Пьех (две ветви семьи – потомки основателя VW Фердинанда Порше), которые контролируют 100% голосующих акций Porsche Automobil Holding, и гендиректоров обоих автопроизводителей. Рабочая группа из топ-менеджеров Porsche и VW, представителей профсоюзов и правительства земли Нижняя Саксония (владеет 20,1% акций VW) должна в ближайшие четыре недели разработать окончательную структуру объединенной компании, которой потребуется дополнительный капитал.
Porsche наращивала свой пакет в VW, надеясь поставить под контроль крупнейшего автопроизводителя Европы и своего главного поставщика. Весной 2007 г., собрав 30,9% голосующих акций и став де-факто контролирующим акционером VW, Porsche учредила новую компанию Porsche Automobil Holding, куда передала 100% собственных акций и 30,9% VW. В январе 2009 г. Porsche уже контролировала 51% акций VW и собиралась весной довести свою долю до 75% – в этом случае Porsche смогла бы принимать решения без учета мнения правительства Нижней Саксонии, где находятся основные заводы VW. Различные представления о стратегии Porsche и VW поссорили патриархов двух кланов акционеров, владеющих компаниями, – председателя правления VW Фердинанда Пьеха и председателя правления Porsche Вольфганга Порше. Каждый намеревался сместить другого, заручившись поддержкой членов обеих семей.
Однако финансовый кризис разрушил планы Porsche и заставил акционеров забыть о разногласиях. Porsche потратила на скупку акций VW $23 млрд, а сейчас ее долг составляет $9 млрд, и компания испытывает проблемы с его погашением. Чтобы довести долю до 75%, Porsche, по оценкам аналитиков, потребовалось бы еще как минимум 13 млрд евро. «Планы Porsche получить максимальный контроль над VW похоронены, – цитирует Bloomberg аналитика немецкого Института автомобильной промышленности Манфреда Вильке. – Теперь культовый бренд будет включен в модельный ряд VW. Porsche не рассчитала своих финансовых возможностей».
По данным Financial Times, перед созданием новой холдинговой компании Porsche увеличит капитал на 5 млрд евро. Обе ветви семьи договорились участвовать в допэмиссии. Объединенная компания также может привлечь сторонних инвесторов; представители Катара уже обсуждали этот вопрос с руководителями Porsche.
Технологически Porsche уже давно тесно связана с VW: по оценкам журнала Fortune, в автомобилях под маркой Porsche лишь 20% сделано руками собственных рабочих, остальное приходится на долю поставщиков. Вопрос – кто станет гендиректором объединенной компании и смогут ли ужиться под одной крышей харизматичные руководители Porsche и VW Венделин Видекинг и Мартин Винтеркорн.