Вкратце Кредит на «Суперджет»


Государство пытается создать спрос на главный российский проект в области гражданской авиации – Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Для закупок самолета ВЭБ выдаст авиакомпаниям, в первую очередь «Аэрофлоту», $250 млн (8,12 млрд руб.) в виде кредитов сроком на 13 лет, сообщил вчера вице-премьер Сергей Иванов. Деньги будут выделены на финансирование лизинга самолетов, рассказал представитель ВЭБа, оператором программы станет «ВЭБ-лизинг».

Поддержка ГСС – политический шаг, уверен Евгений Шаго из «Ингосстрах-инвестиций». Но $250 млн хватит лишь на 10 самолетов, отмечает он, а 13 лет – маленький срок для авиализинга. Сейчас при такой схеме максимальная ставка для долларового кредита – 4–5% и 11% – для рублевого, говорит топ-менеджер одной из авиакомпаний.

Это лишь часть господдержки, обещанной «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС). Еще 3,6 млрд руб. компания получит на серийное производство SSJ, сообщил Иванов. Кроме того, 3,2 млрд руб. государство перечислит в виде взноса в уставный капитал ГСС, рассказали два чиновника ведомств, участвующих в обсуждении. Докапитализация произойдет в этом году, утверждают они, не уточняя, когда именно. Источник средств пока не определен, говорит чиновник Минфина. Проблема финансирования производства SSJ существует «и мы не решим ее без поддержки правительства», признает гендиректор ГСС Михаил Погосян.

Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев. Представитель ГСС Ольга Каюкова напомнила лишь, что ВЭБ год назад подписал соглашение с французским и итальянским агентствами (COFACE и SACE) о формировании системы экспортных продаж SSJ. По ее словам, цена SSJ по каталогу – $25–28 млн, но в каждом контракте оговаривается отдельно.

Первый SSJ будет продан армянской «Армавиа», говорит Каюкова, всего заказано 98 самолетов, 30 из них купит «Аэрофлот», 10 – итальянские компании. Кроме того, у ГСС контракт на 15 самолетов с авиакомпаниями развалившегося альянса «Эйрюнион», правопреемником которого станет «Росавиа» с участием «Ростехнологий» и правительства Москвы.

Поддержку получали и другие предприятия авиапрома. На выкуп допэмиссии Объединенной авиастроительной компании в бюджете 2009 г. выделено 6 млрд руб., еще 2,2 млрд – на взнос в ее уставный капитал, более 1 млрд – на субсидии по кредитам и лизинговым платежам ее «дочек». 15 млрд руб. государство потратило на докапитализацию РСК МиГ.