Глобалист: Нужна приватизация ТЭКа


Показатели деятельности российского нефтегазового сектора по итогам января – апреля безрадостны – добыча нефти упала на 0,5%, добыча газа рухнула на целых 17,1%. Россия вошла в период падения нефтегазодобычи, который может продлиться долго.

Если симптомы стагнации в добыче нефти проявились еще четыре года назад (см. мою статью «Стоп машина», «Ведомости», от 16.06.2005), то обвальное падение газодобычи – явление новое, обусловленное кризисным падением спроса на газ и больно ударяющее по доходам и инвестиционным возможностям «Газпрома». Никаких перспектив скорого восстановления роста нет. Последние годы сверхблагоприятной конъюнктуры нефтегазовых цен вместо инвестиций в новые проекты были растрачены на бесполезные слияния и поглощения. Многие частные собственники и иностранные инвесторы изгнаны. Госкомпании, с подачи властей захватившие безоговорочное лидерство в нефтегазовой отрасли, обременили себя крупными долгами и иными обязательствами (в том числе, например, бессмысленным выкупом «Газпромом» у Eni 20% акций «Газпром нефти»). Теперь им вместо инвестиций придется направлять свои прибыли прежде всего на расчеты с кредиторами.

В таком состоянии российская нефтегазовая отрасль подошла к периоду падения спроса на углеводороды и умеренных цен на них, который, скорее всего, ждет нас в ближайшие годы. О масштабных инвестициях – а значит, и о восстановлении роста – в этой ситуации говорить не приходится.

Ситуация в каком-то смысле напоминает конец 1980-х гг. Экспортные доходы нефтегазового сектора в относительно благополучные годы были тоже растрачены не самым лучшим образом: компартия отнимала их у отрасли для поддержания на плаву стремительно дряхлеющей советской экономики. За этим последовало десятилетие падения добычи нефти, и только реструктуризация и приватизация нефтедобывающей промышленности помогли выправить положение и добиться роста добычи нефти (начавшегося, кстати, еще в период низких цен, в 1997 г.). В газовой промышленности приватизации не произошло, поэтому и темпы роста здесь оказались далеко не впечатляющими и были достигнуты в основном независимыми производителями газа, которых сейчас почти не осталось.

Власти должны понимать, что теперь без возврата к приватизации и открытию нефтегазового сектора для частного капитала положительной динамики добычи нефти и газа им не вернуть. Однако сегодня в российском правительстве за энергетическую политику отвечает вице-премьер Игорь Сечин, которого как раз считают архитектором нефтегазовой ренационализации. Трудно поверить, что г-н Сечин, взглянув на печальные итоги первого года своего вице-премьерства (вчера исполнился ровно год с момента его назначения), возьмет да изменит свою политическую философию или напишет добровольное заявление об отставке. Хотя это, несомненно, пошло бы на пользу российской экономике.