Ставка срезана

С сегодняшнего дня ставка рефинансирования снижена с 12,5% до 12%. Инфляция под контролем, а рубль укрепляется, довольны в ЦБ. Вот только кредиты по-прежнему недоступны, сетуют компании
С.Портер

Два дня назад первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил о возможном снижении в ближайшем будущем ставки рефинансирования, увязав это в том числе и с контролем над инфляцией, которая в этом году может впервые быть ниже официального прогноза (13%). Среди других причин снижения – укрепление рубля, признал другой сотрудник ЦБ. Оба эти фактора связаны: сейчас население избавляется от валюты, что, в свою очередь, ограничивает инфляцию, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Снижение ставки рефинансирования с 13% до 12,5% (с 24 апреля) пошло на пользу экономике, сказал вчера президент Дмитрий Медведев на совещании с членами кабинета министров и банкирами. И вскоре после его заявления на сайте ЦБ появилось сообщение об очередном снижении ставки – до 12%.

ЦБ не часто меняет ставку рефинансирования такими темпами – дважды за неполные три недели, особенно в сторону снижения. Последний раз это происходило еще в марте 2000 г.: 7-го числа она была снижена до 38%, а с 21-го – до 33%.

Снижение ставки дважды за месяц – начало принципиального изменения денежной и валютной политики ЦБ, считает экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров: отказ от регулирования рынка через курс и переход к регулированию с помощью ставок. Однако новый механизм начинает работать при инфляции не выше 9%, ее снижение до этого уровня может занять один-два года, продолжает Тихомиров: «Но ЦБ уже пытается приучить рынок, что ставки могут двигаться практически ежемесячно». Регулятор работает на опережение, пытаясь «охладить» спекулянтов, рассчитывающих получить двойную выгоду от высоких депозитных ставок и укрепления рубля, добавляет Тихомиров.

Снижение ставки рефинансирования будет стимулировать удешевление финансирования в рублях, надеется Алексей Корня, врио вице-президента по финансам и инвестициям МТС, но пока компания не успела ощутить предыдущее уменьшение ставки. Снижение ставки на 1% уже весьма ощутимо, радуется старший вице-президент РЖД Федор Андреев: компания сэкономит около 500 млн руб. в год, которые платит в виде процентов по кредитам. «Но главное, создается положительный тренд для банков и рынка, – говорит он. – Это даже важнее экономии издержек».

Такой оптимизм разделяют не все. Предыдущее снижение ставки не сделало кредиты более доступными, вряд ли что-то изменится и на этот раз, считает председатель совета директоров международного аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. Оптимальной он считает ставку в 9%. Но проблема в том, что банки диктуют свои условия, на которые ставка рефинансирования ЦБ не влияет, говорит Ванцев: «Сейчас деньги дороги». Кредиты под 18% могут взять только «монстры» – супербольшие и супернадежные предприятия, жалуется он. Два года назад «Внуково» открыло кредитную линию в Сбербанке на 1 млрд руб., в декабре 2008 г. она была заморожена в связи с пересмотром процентных ставок. И только спустя шесть месяцев – столько времени понадобилось для завершения всех процедур – кредитование продолжилось. А ставки выросли в 1,6 раза, отмечает Ванцев.

Стоимость кредитов для реального сектора определяется не только стоимостью денег для банков, но и рисками, а они остаются высокими, предупреждает Тихомиров. С ним соглашается первый зампред правления Москоммерцбанка Людмила Лебедева. Поэтому снижение ставки рефинансирования ЦБ на стоимость займов для предприятий не повлияет, уверен замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов: «В реальном секторе сохраняется негативная ситуация: импортозамещения не произошло, в апреле спад мог оказаться еще глубже, чем в марте».

По данным «Тройки диалог», средние ставки по кредитам для предприятий сложились на уровне 25%, что намного выше валовой рентабельности. «Впрочем, несколько месяцев назад взять кредит было невозможно под любую ставку», – отмечают улучшение экономисты «Тройки диалог» Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов.

Если в мае инфляция в годовом выражении снова снизится (с 14% в марте она в апреле уменьшилась до 13,2%), не исключено еще одно понижение ставки, но ее максимальный отрыв от инфляции вряд ли превысит 1 п. п., думает Тихомиров.