Внешняя угроза

Нищета, сепаратизм и криминалитет больше не угрожают России, следует из Стратегии национальной безопасности до 2020 г.

О необходимости новой стратегии президент Дмитрий Медведев объявил в сентябре 2008 г. по окончании войны в Южной Осетии: Концепция национальной безопасности, подготовленная в 1997 г. и модернизированная в 2000 г., устарела, счел он.

В концепции-2000 среди основных угроз фигурировали: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, сепаратистские тенденции, терроризм, несовершенство системы госвласти, криминализация общественных отношений и рост оргпреступности; говорилось о кризисе социального обеспечения и здравоохранения.

В стратегии до 2020 г. ни одной из этих угроз нет.

Они уже не носят столь острого характера, объясняет источник в Совете безопасности, терроризм, например, по-прежнему в списке угроз, но это не столь серьезная угроза, как девять лет назад: действует Национальный антитеррористический комитет, в Чечне успешно завершена контртеррористическая операция.

Социально-экономическое расслоение в обществе только росло и отсутствие этой угрозы в списке, конечно, вызывает некоторые вопросы, говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, но кризис способен породить и новые опасности, в документе не упомянутые: например, маргинализацию общества или увеличение доли граждан, занятых в «неформальной» экономике.

Влияние кризиса будет учтено, обещает источник в Совбезе: в новой стратегии введены критерии, по которым будет определяться состояние национальной безопасности, и среди них первыми стоят уровень безработицы, рост цен и т. д. Но конкретных параметров в документе нет, их определит правительство, заключает источник.

В списке внутренних угроз на первом месте – разведывательная деятельность иностранных спецслужб, а коррупция – на последнем. Многое удалось сделать для борьбы с этим злом, объясняет представитель Совбеза, да и место в списке угроз ни о чем не свидетельствует, внимание уделяется каждой из проблем.

В концепции-2000 шла речь о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, в стратегии-2009 это заменено на обязательство создать безопасные условия для реализации конституционных прав граждан. Появился новый приоритет: защита интересов российских граждан за рубежом. По мнению правозащитника Светланы Ганушкиной, этот пункт вызван чисто политическими причинами – признанием независимости Южной Осетии и Абхазии.

Стратегия-2009 впервые поднимает тему энергобезопасности: внимание международного сообщества будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Упоминание Арктики, освоение которой начнется не раньше 2020 г., один из авторов документа – руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО Алексей Арбатов связывает с тем, что решить, будет ли регион ареной сотрудничества, надо уже сейчас – его освоение в условиях конфронтации невозможно.

В концепции-2000 говорилось о создании равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности.

В стратегии-2009 остались лишь заверения в важности повышения конкурентоспособности российских компаний и совершенствовании государственного регулирования экономического роста.

Приоритетами должны стать низкая инфляция, обеспечивающая компаниям равные условия в конкуренции за деньги, уменьшение роли государства в прямой хозяйственной деятельности, советует Евгений Гавриленков, главный экономист «Тройки диалог».

Среди других экономических приоритетов достижение 5-го места в мире по ВВП (сейчас Россия – восьмая).

Главными внешними угрозами для России остаются США и НАТО: они неоднократно упоминаются в документе прямо или косвенно. Арбатов поясняет: угрозу России представляют не сами по себе НАТО и США, а их действия – расширение НАТО к границам России и размещение элементов американской ПРО в Европе.

Вооруженные силы должны готовиться к отражению нападения армий других стран, так делается во всем мире; поэтому наиболее сильная военная организация у границ России – НАТО и считается основным вызовом военной безопасности, объясняет офицер Минобороны.

Источник в Совбезе возражает: США и НАТО не названы главными угрозами, стратегия-2009 подчеркивает, что американцы – стратегический партнер по поддержке безопасности в мире, опасение вызывают лишь отдельные тенденции.

В стратегии-2009 констатируется риск увеличения числа государств с ядерным оружием, но Иран в ней не упомянут – в отличие от Афганистана и Ирака. Арбатов объясняет: Россия не считает Иран и его ядерную программу угрозой.