Большая перемена: Бонус за обман


Когда я просмотрел предметы, которые мне предстояло изучать в INSEAD, то решил, что самыми скучными будут курсы бухучета и управленческого учета. После прослушивания мнение резко переменилось. Особенно любопытно было узнать, как компании могут манипулировать отчетностью в границах дозволенного и за ее пределами. По понятным причинам сегодня этому вопросу уделяется много внимания – способность распознать обман или фокусы с отчетностью выросла в цене.

Вот, например, вопрос. Как банкам удается получать прибыль за счет того, что принадлежащие им активы стоят теперь гораздо меньше, чем в момент покупки? Разумный ответ, который первым приходит в голову, – «никак» – не верен.

В последнее время банки по всему миру бросились скупать свои подешевевшие бонды. Облигация с номиналом в $1000, выкупленная за $500 на рынке, приносит банку около $500 прибыли. Так дешево обязательства банка стоят лишь потому, что у инвесторов есть серьезные опасения, что облигации эти не будут погашены, т. е. дела в банке обстоят плачевно. Что же случилось с банком? К сожалению, он вложился в секьюритизированные ипотечные бумаги, которые год назад стоили $1000, а теперь их невозможно продать и за $10!

Но это не конец истории. На балансе банка ипотечные бумаги записаны как «лежащие до погашения», а значит, они не переоцениваются. И поскольку оценить, что достанется банку после погашения, крайне затруднительно, их балансовая цена по-прежнему $1000. То есть убытки, которые перевесили бы прибыль от скупки облигаций, не зафиксированы. Вот и получается, что ситуация, в которой чем хуже состояние банка, тем выше его прибыль, из фантастической переходит в абсолютно реальную.

Не надо думать, что странности в отчетности – прерогатива военного времени. На последней лекции по управленческому учету, который преподавал родившийся в СССР Игорь Вайсман, мы изучали бизнес компании – производителя чипов. Топ-менеджерам было обещано, что, если в 1998 г. чистая прибыль превзойдет $100 млн, им выплатят бонус в $10 млн. В ноябре ребята осознали, что прибыль составит примерно $98,2 млн и заказов в декабре не предвидится. Что делать? Сначала подумали, не создать ли на собственные деньги компанию-прокладку, которая обеспечит дополнительные продажи, и за счет этого увеличить прибыль. Аудиторы не согласились – новая компания будет аффилирована и продажи не зачтутся.

Но выход был найден: компания начала производить лишние чипы, несмотря на отсутствие заказов. Естественно, в 1998 г. они не были проданы, зато часть общих непрямых расходов (административные расходы, амортизация и т. д.) была учтена в стоимости готовых, но непроданных комплектующих и оказалась в активах вместо расходов. Прибыль превысила $100 млн, менеджеры получили бонус. Абсолютно законная схема (что впоследствии было подтверждено судом). А по сути, обман акционеров.