Государство вывезет

Краткосрочные обязательства «АвтоВАЗа» превысили 80 млрд руб. Это почти на треть больше стоимости активов предприятия. Без госпомощи будущее «АвтоВАЗа» под вопросом, признал менеджмент концерна

«АвтоВАЗ»

крупнейший в россии производитель автомобилей. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%).

При выручке по РСБУ в 160,24 млрд руб. «АвтоВАЗ» в 2008 г. получил чистый убыток в 6,68 млрд руб., говорится в отчете компании. Провальным стал IV квартал, когда убыток достиг 7,52 млрд руб. I квартал 2009 г. был лишь немногим лучше. Выручка составила 16,93 млрд руб. (вдвое меньше аналогичного периода 2008 г.), а чистый убыток – 6,33 млрд руб.

С начала года продажи «АвтоВАЗа», по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 42% (122 856 машин), так что такой убыток был ожидаем, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Но были и неожиданные потери. В феврале завод обнаружил недостачу 4530 машин в центральном управлении продаж на сумму 853 млн руб., говорится в отчете. Представитель «АвтоВАЗа» комментировать это не стал.

Вдобавок у «АвтоВАЗа» – огромный долг. В конце 2008 г. краткосрочные обязательства достигали 87 млрд руб. и были на 19,26 млрд руб. (17%) выше стоимости текущих активов предприятия, говорится в отчете. За три месяца 2009 г. обязательства «АвтоВАЗа» сократились, но упала и оценка активов. На конец марта долгосрочные обязательства были равны 11,6 млрд руб. (за квартал снизились на 1,5 млрд руб.), а краткосрочные – 80,55 млрд руб. (из них 39,6 млрд руб. – кредиты и займы). Эта цифра на 33% выше стоимости оборотных активов (были равны 53,8 млрд руб.).

В этом году «АвтоВАЗу» необходимо погасить или рефинансировать 36 млрд руб. Без помощи правительства и при такой ситуации на рынке может возникнуть «существенная неопределенность в отношении способности общества продолжать свою деятельность», говорится в отчете. Правда, там же написано, что правительство уже оказывает поддержку компании. Вместе с принимаемыми менеджментом антикризисными мерами это поможет заводу пережить кризис и справиться с долгами.

«Ростехнологии» получат из бюджета 25 млрд руб. на беспроцентную ссуду «АвтоВАЗу» минимум на год. Заводу предоставлена налоговая отсрочка до 2017 г. на 1,5 млрд руб. Сам «АвтоВАЗ» также работает над издержками. С 2009 г. персонал, занятый в выпуске машин и комплектующих, переведен на четырехдневную рабочую неделю с шестичасовым рабочим днем, говорится в отчетности.

Если ситуация резко не ухудшится, к июлю «АвтоВАЗ» может выйти в ноль по операционной прибыли, сказал «Ведомостям» президент автоконцерна Борис Алешин. По данным «АвтоВАЗа», в апреле по сравнению с мартом продажи концерна выросли на 12,8% (весь рынок – на 0,2%).

«АвтоВАЗу» остается надеяться, что рынок опять не пойдет резко вниз, отмечает Сахнова. Так плохо заводу не было с 1998 года, когда предприятие получило около $300 млн убытка, говорит аналитик. В этом году, по мнению Сахновой, убыток может быть таким же.