Перед новыми вызовами

Главная задача для всех школ сейчас – найти актуальный в кризис контекст для программ. В этом году Duke Corporate Education и Harvard Business School сделали это лучше других и сохранили свое лидерство

Duke Corporate Educa-tion становится лучшим поставщиком корпоративных программ уже седьмой год подряд, а Harvard Business School возглавляет рэнкинг открытых краткосрочных тренингов вторично (см. таблицу).

Duke набрала наивысший балл по семи из 11 критериев, по которым оцениваются корпоративные программы для топ-менеджеров, HBS набрала наивысший балл по всем 10 критериям оценки открытых тренингов. Участник одной из программ Duke говорит: «Это была выдающаяся программа. Преподаватели принимали участие в каждом из нас, чтобы понять специфику бизнеса, в котором каждый из нас работает. Школа полностью оправдала наши ожидания». Отзывы о Harvard не менее лестные. «Это было лучшее обучение в моей жизни, действительно меняющее взгляд на нее», – говорит один из счастливчиков, обучавшихся там.

Изменения есть

Если до кризиса спрос на все типы программ для руководителей активно рос, сейчас в целом корпоративные программы переживают не лучшие времена – компании сокращают или замораживают бюджеты. Они стали лучше считать деньги и хотят от потраченных бюджетов получить реальную отдачу – и как можно быстрее. В то же время крупные компании настроены не приостанавливать стратегические направления развития, в том числе обучение топ-менеджеров. Поэтому в среднем количество корпоративных клиентов в школах бизнеса в прошлом году было 60, в этом – 61.

Спрос на краткосрочные тренинги, в рамках которых школы бизнеса могут совмещать несколько дисциплин, а также теорию и практику, в кризис стал если не больше, то сохранился. Об этом свидетельствуют данные, собранные FT при подготовке рейтинга: в среднем у школы 47 различных тренингов, а количество слушателей в среднем составляет около 2300 человек в год – примерно столько же, сколько год назад.

Кто победил

В то время как лидеры в области корпоративного обучения остались без изменений, остальной список поменялся. INSEAD ворвалась в первую десятку, преодолев сразу 15 пунктов, – с 20-го места в 2008 г. Подобная история случилась и с Esade: эта испанская школа сделала внушительный рывок на 17 пунктов, чтобы достигнуть 18-го места.

В рэнкинге корпоративных программ этого года есть и новые имена: The European School of Management and Technology, Incae, Queen’s School of Business, University of Notre Dame, Mendoza, NHH/AFF и Irish Management Institute.

Впервые в рэнкинг открытых краткосрочных программ вошли Fundacao Instituto de Adminisracao, Kaist Business School и Edhec, а London Business School впервые вошла в десятку лучших, попав на 6-е место.

Такие разные студенты

В общей сложности в рэнкинге FT участвовали 72 школы с филиалами в 26 странах. Студенты этих программ отличались настолько, что сложно было выделить типичного студента (см. графики). Около 10% опрошенных FT студентов работают в компаниях с численностью до 50 сотрудников, 18% заявили, что они часть коллектива в 50 000 сотрудников. Оставшиеся 72% равномерно распределены между компаниями с численностью от 50 до 499 сотрудников (23%), от 500 до 4999 сотрудников (26%) и от 5000 до 49 999 сотрудников (23%).

Должностной уровень студентов разный. Более четверти опрошенных – старшие менеджеры, пятая часть – функциональные, еще по 13% – генеральные менеджеры, управляющие директора или исполнительные директора своих компаний, а 10% – партнеры. При этом женщин среди студентов менее четверти.

Средний возраст студентов – 42 года. Половина тех, кто участвовал в опросе, находится в возрасте между 36 и 45 годами, пятая часть – моложе 35 лет, и лишь 6% – моложе 30 лет.

Изменения, происходящие сейчас в экономике, изменят и спрос на бизнес-образование, это показывает рэнкинг FT Executive Education 2009.