Явные тайны

Антикоррупционные указы президента Медведева заставят чиновников отчитываться. Но граждане мало что узнают об их имущественном положении

Вчера Дмитрий Медведев подписал пять указов, разъясняющих порядок применения принятого в 2008 г. закона о противодействии коррупции. Законы делали акцент на раскрытии материального состояния чиновников, указы защитили их от любопытных.

Без счета

Ежегодно до 30 апреля госслужащие должны сдать информацию о доходах – своих, супругов и несовершеннолетних детей. По усмотрению руководителя госоргана в список отчитывающихся могут быть включены чиновники, чья работа связана с распоряжением имуществом, госзаказом и недрами. Отчитываться должны будут и претенденты на эти должности.

Декларации сдадут руководители, их заместители и члены правлений госкорпораций, фондов с госучастием, созданных специальным законом.

Президент и премьер будут подавать декларацию в налоговую службу, оттуда информацию будут пересылать в кадровое управление администрации президента. Министры по закону о правительстве сдают декларации также в налоговую службу. Остальные высшие чиновники (губернаторы, послы, председатели высших судов и проч.) будут отчитываться перед администрацией президента, прочие чиновники – перед своими кадровыми комиссиями.

Медведев в указах запретил публиковать всю информацию из деклараций: публичными станут только данные о доходе по основному месту работы, стране расположения и площади недвижимого имущества, марке и числе транспортных средств. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин говорил, что не будет раскрываться и марка транспортных средств. Но этот пункт подкорректировали.

В отличие от деклараций, которые публиковали кандидаты в депутаты, не будет сообщаться о банковских счетах, доходах от них и другого имущества, иных заработках чиновников, годе выпуска машины.

Общефедеральные СМИ смогут делать запросы в кадровые комиссии, но рассчитывать на получение дополнительной информации, по словам Нарышкина, они не смогут. Запрос может быть направлен, только если у СМИ нет возможности зайти на сайт или надо уточнить, не произошло ли технического сбоя.

Указы предусматривают и необходимость проверки данных о доходах. По словам Нарышкина, предполагается, например, что при выявлении ложной информации чиновник может быть уволен, а кандидат на должность – не получить место. Но как это будет делаться, не ясно. Возможно, они будут проводиться выборочно, по плану, предположил Нарышкин: регулярные проверки потребуют дополнительных затрат.

Главный вопрос – что будут проверять, говорит Владимир Южаков из Центра стратегического развития: должен быть контроль за соответствием декларированных доходов и реальных расходов. О том, что у главы думского комитета Владислава Резника есть на Майорке вилла за 1,2 млн евро, в России узнали благодаря ордеру, который осенью 2008 г. выписал испанский судья Бaльтaсaр Гaрсoн. В декларации, которую Резник подавал как кандидат в депутаты от «Единой России» осенью 2007 г., сведения о вилле отсутствовали. Депутат потом объяснял, что декларация не требует указывать имущество, которое находится в трастовом управлении, а вилла была передана в траст.

При работе над указами, рассказывал сотрудник администрации президента, предполагалось, что проверки могут стать реакцией на обращения правоохранителей, общественников или СМИ, а проверка данных кандидата на должность станет критерием при приеме на работу. «Зачем, если человек не вызывает сомнений», – возражает Нарышкин: наказание будет зависеть от руководителя органа, его может и вовсе не последовать.

Остался год

Губернаторам предстоит отчитываться со следующего года. Но, как сообщил сотрудник администрации президента, в Кремле держат на контроле, чтобы все губернаторы опубликовали декларации уже сейчас. Приволжский полпред разослал специальные письма с просьбой представить информацию на себя и ближайших родственников для передачи в администрацию президента и возможной публикации, рассказал губернатор одного из регионов округа. А сибирское полпредство рекомендовало опубликовать доходы до 15 мая.

Большинство губернаторов о доходах уже отчитались, но далеко не все согласились сделать это публично. «Если я заработал деньги в период своей трудовой деятельности на посту губернатора, то это оклад, который положен государственным чиновникам. Более никак», – заявил, например, самарский губернатор Владимир Артяков, но позже поместил данные о доходах на сайте области. Отказались предать гласности доходы президенты Башкирии Муртаза Рахимов и Чечни Рамзан Кадыров и мэр Москвы Юрий Лужков. Кадыров декларацию о доходах подал в установленные законом сроки, а в публикации необходимости нет – некоторые могут воспринять это как самопиар, сообщил его пресс-секретарь Альви Керимов. Пресс-секретарь Лужкова Сергей Цой сказал, что на такие вопросы по телефону не отвечает.

Губернатор Московской области Борис Громов отчет о доходах опубликовал в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», сообщил его пресс-секретарь Андрей Барковский, информация была краткой: о доходах за год и о том, что имущественное положение по сравнению с предыдущим годом не изменилось. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считает, что публикация декларации – добровольное дело чиновника, рассказал его пресс-секретарь Евгений Муравьев.

Ограничение публичной информации о доходах чиновников член президентского совета по противодействию коррупции Михаил Барщевский объясняет заботой о тайне их частной жизни. Той информации, что публикуется, достаточно, главное – видна динамика. Сегодня опубликованные декларации чиновников еще ни о чем не говорят, а через пять лет они будут все как на ладони, уверен он.

Нарышкин считает, что указы – важнейшая часть системы контроля за доходами чиновников: «Надо понимать, что до этого вообще ничего не существовало». Указы, делая чиновников более открытыми, тем не менее направлены на защиту их интересов, заключает он.