Компания недели: «АвтоВАЗ»


Даже если бы кризиса не было, его следовало выдумать. По крайней мере для «АвтоВАЗа». Я думаю, что это последний шанс для флагмана российского автопрома: или выплывет, или сгинет в пучине нынешних пертурбаций. Руководству компании нужно в буквальном смысле слова провести «АвтоВАЗ» между Сциллой снизившегося платежеспособного спроса и Харибдой возросших в течение последних лет потребительского бума запросов к качеству автомобиля. Именно в этом заключается отличие нынешней ситуации от августа 1998 г. Тогда из-за девальвации рубля продукция тольяттинского автогиганта вновь стала конкурентоспособной, но большинство населения еще не распробовало альтернатив. Поэтому многие ринулись покупать подешевевшие (в долларовом выражении) «Жигули». А затоваренный «АвтоВАЗ» вновь нашел своего покупателя.

Но сегодня другая ситуация. Во-первых, падение рубля было не столь сильным. Во-вторых, значительная часть потребителей уже вкусила запретный плод. За последние пять лет в России было продано почти 5,9 млн новых и ввезено почти 1,6 млн подержанных иномарок. Получается, почти каждая пятая российская семья изменила отечественному автопрому. И повышение пошлин на иномарки не поможет. Уверен: когда придет пора менять автомобиль, подавляющее большинство приобретет машину с зарубежным лейблом. А старый автомобиль попадет на вторичный рынок.

Чтобы выжить, «АвтоВАЗу» придется жестко контролировать себестоимость производства уже имеющихся моделей и как можно скорее ставить на конвейер новые. В конце концов, со вторым у предприятия проблем быть не должно, ведь для обновления модельного ряда у него в акционерах есть Renault. А для того чтобы не умереть с голоду, есть «Ростехнологии», способные выбивать госпомощь. Впрочем, и менеджмент «АвтоВАЗа» не сидит сложа руки. Запущены программы автокредитования, в том числе и субсидирования процентных ставок за счет завода, сокращаются затраты. В кои-то веки обсуждается возможность прекращения производства «классики» с последующей заменой на удешевленную версию Kalina. Если все удастся, глядишь, предприятие и впрямь через несколько лет предстанет перед нами в ином свете. В конце концов, вспомните, что было несколько лет назад с Nissan или пару лет назад – с Fiat.