Курица по-бразильски

Кризис и девальвация валюты заставили крупнейших бразильских производителей мяса и полуфабрикатов объединить бизнес

Крупнейшие бразильские производители свинины, мяса птицы и замороженных полуфабрикатов Perdigao SA и Sadia SA объявили во вторник о слиянии. Ожидаемый объем продаж объединенной компании Brasil Foods SA (BRF) – $10,5–11 млрд. В 2006 г. Sadia – на тот момент крупнейший бразильский производитель – попыталась купить Perdigao за 3,9 млрд реалов ($1,86 млрд). Но акционеры последней отказались от сделки. А уже через год Perdigao обогнала Sadia, купив производителя мясных и молочных продуктов Eleva Alimentos SA. Позже к активам Perdigao прибавились маргариновые бренды Unilever и мясное производство Cebeco Groep BV, напоминает агентство Bloomberg. В 2008 г. Sadia впервые за свою 65-летнюю историю объявила об убытках в 2,3 млрд реалов ($1,03 млрд), связанных с девальвацией бразильского реала. И теперь уже Perdigao поглощает конкурента: в создаваемой BRF Perdigao будет принадлежать 68%, Sadia – 32%. Объединение двух компаний позволит им сэкономить около 2 млрд реалов (около $950 млн) на дистрибуции и производственных расходах, приводит оценку Дениза Мессера, аналитика Brascan Corretora, Bloomberg.

От объединения бразильских компаний могут пострадать российские импортеры свинины, которым сложнее будет договариваться о ценах с фактическим монополистом, считает Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации. Квота на импорт свинины в 2009 г. составляет 522 700 т, из них 174 180 т приходится на «другие страны», включая Бразилию (персональные квоты есть только у США, ЕС и Парагвая). Львиную долю квоты на свинину, выделенную на ввоз из «других стран», забирает Бразилия. А крупнейшими поставщиками являются Sadia и Perdigao, говорит глава представительства агентства по содействию промышленному экспорту Бразилии Юрий Рибейро. Sadia продает в России полуфабрикаты под одноименным брендом, которые производит на совместном с холдингом «Мираторг» калининградском заводе «Конкордия». Perdigao – собственные аналоги под созданным специально для России брендом «Фазенда». До конца года ожидать каких-либо изменений, связанных со сделкой между Sadia и Perdigao, не стоит, говорит Рибейро. Из-за антимонопольных ограничений обе компании продолжат работать самостоятельно. Тем более что им будет сложно определить, как поступить с брендами: обе марки одинаково популярны в Бразилии. В России, по данным «Бизнес аналитики», в 2008 г. в 14 городах Sadia занимала 6,8% рынка замороженных полуфабрикатов, 7,9% – замороженных готовых блюд и 8,1% – пиццы. У «Фазенды» положение намного хуже: 1% полуфабрикатов, 2,6% готовых блюд и 0,9% рынка замороженной пиццы. Пока планов по объединению дистрибуции компании не обсуждали, говорит гендиректор «Мираторга» Александр Никитин. Более того, в марте агентство Dow Jones со ссылкой на источник в Sadia сообщило, что компания планирует продать свои 60% в калининградском заводе «Конкордия». Планы по выкупу доли Sadia в калининградской «Конкордии» Никитин не комментирует. Но источник в «Мираторге» (владеет 40% долей в «Конкордии») подтвердил, что покупка доли возможна до конца года. Источник в Sadia вчера сообщил «Ведомостям», что теперь планы изменились и продавать калининградский завод компания не будет.