Государство и бизнес: Ждем послания


Бизнес с нетерпением ждет второго бюджетного послания третьего президента России и, пока его нет, перечитывает первое.

Прошлогоднее послание точно зафиксировало первые признаки ухудшения ситуации в экономике, хотя эти слова услышали, похоже, далеко не все: «При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики».

Некоторые слова, как известно, имеют свойство становиться реальностью, даже если речь идет о стратегических правительственных документах. К сожалению, реальностью 2008–2009 гг. стали слова про «наиболее острые проблемы».

Приведу несколько цитат: «Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования».

«Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров».

Кризис подтвердил правильность ключевой мысли: «Бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности».

Эти «проблемы и опасности» не просто были угаданы и спрогнозированы, они превратились из категории «страшных снов» в действительность, в которой приходится жить и работать. Позитивная часть послания, несмотря на заявленные положительные цели, так и не сумела материализоваться. Как всегда в России, помешали форс-мажорные, внешние обстоятельства либо «черт», который спрятался в деталях?

Бюджетное послание – стратегический документ, и, вероятно, каждый читатель может найти что-то свое, родное: бизнес – тезис о снижении налогов, население – обещание роста пенсий и зарплат, наука – фразы о росте расходов на инновации.

В прошлом году ставилась задача повышения качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Предполагалось в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий, и создать правовую базу для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений.

Кризис привел к обратному результату – доля государства в экономике растет. Поэтому бюджетное послание должно дать четкий ответ: какова будет судьба новых государственных активов (приватизация сразу после завершения кризиса, сохранение в управлении и т. д.) и как государство планирует использовать доходы от этих активов (целевым методом для решения наиболее сложных проблем, например реализации пенсионной реформы, или «обезличенно» перечислять в бюджет).

При формировании предложений в сфере межбюджетных отношений в бюджетном послании в 2008 г. исходили из того, что принципы и механизмы бюджетного федерализма и финансовых основ местного самоуправления уже обеспечивают необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами.

Кризис продемонстрировал уязвимость бюджетов регионов и муниципалитетов в условиях нестабильности. Необходимо вернуться к вопросам более эффективного распределения налогов по уровням бюджетной системы, чтобы кризисные ситуации равномерно распространялись на бюджеты всех уровней, а не концентрировались на каком-то одном.

В бюджетном послании фиксируются не только направления реформирования бюджетной системы, но и приоритеты расходования бюджетных средств. В 2008 г. в качестве приоритетов упоминались здравоохранение, образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, модернизация транспортной инфраструктуры.

Очевидно, что и в 2009-м, и в 2010 г. возможности бюджетного финансирования будут ограничены. Понятно, что никто не снимает приоритетности с социальной сферы или с безопасности страны. Необходимо максимально публично и прозрачно определить – на какие направления планируется потратить остальные средства.

При этом речь не только и не столько о денежных «средствах», но в первую очередь о внимании к тем самым пресловутым деталям. Ведь для того чтобы материализовались «страшные сны», как правило, не нужно ничего предпринимать. И лишь активное внимание и кропотливая работа могут заставить ситуацию развернуться в благоприятную сторону.

Последняя тема, хотя и не по значению, – вопросы, связанные с налоговой системой.

К сожалению, характеристикой политики в налоговой сфере становится несоблюдение значительной части договоренностей. Бюджетное послание – 2008 предполагало усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики. В частности, в прошлогоднем бюджетном послании была поставлена задача окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость.

Задача не решена. Отчасти помешал кризис, отчасти – принципиальная позиция Минфина, который полагает, что большего снижения налогов бизнесу ждать не стоит, но стратегии стимулирования экономики, как и снижения налоговой нагрузки, не появилось. Даже концепция-2020, принятая в начале кризиса, не изменила ситуацию.

Аналогичная ситуация с пенсионной системой: предполагалось, что будут упорядочены источники финансирования пенсий, будет обеспечено более эффективное управление пенсионными накоплениями. Реальность отличается от продекларированной в бюджетном послании 2008 г.

Тот формат, в котором реализуется пенсионная реформа, это все-таки не реформа, а попытка решить тактическую задачу нехватки денег самым простым путем – пусть тот, у кого деньги есть, даст еще немного. Бизнес благодарен за отказ от повышения нагрузки в 2010 г., но нет решения проблемы в целом.

В сложный период начального роста экономики (когда не хватает собственных средств на развитие, финансовая система не вполне оправилась от кризиса, но каждый месяц отставания реализации инвестпрограммы сильно бьет по перспективам бизнеса) государство должно поддержать компании, а не увеличивать нагрузку.

При этом опять пытаются оставить за скобками вопрос о компенсации повышения нагрузки на бизнес, хотя, когда проект реформы только начал обсуждаться, все были согласны, что она нужна. В противном случае – зарплаты в конвертах, ограничения найма и другие «позитивные» результаты. Кризис лишь увеличил эти риски.

Меры, которые пытаются представить как компенсирующие (снижение налога на прибыль и т. д.), ими не являются. Это точечные и не всегда самые эффективные решения, многие из которых – просто исправление ошибок, а не льготы или стимулы.

Бизнес настаивает на переходе от ЕСН к полноценному социальному страхованию. Финансирование нестраховых выплат и базовой пенсии должно осуществляться за счет федерального бюджета. Необходимо определить альтернативные источники пополнения Пенсионного фонда, в том числе за счет активов, прямо или косвенно принадлежащих государству. Это решение проблемы, которое позволит не возвращаться через лет пять к вопросу о необходимости нового увеличения нагрузки на бизнес.