Ювелир к нашему двору

Самая популярная выставка из проходящих сейчас в Москве – «Эпоха Фаберже» в Пушкинском музее. Драгоценные безделицы вот уже 100 лет восхищают публику
С.Портер

Всё выше. Валерий Дудаков

председатель Клуба коллекционеров. Фаберже в русском декоративном искусстве – номер один для коллекционеров. Он есть, был и будет. И цены на него никогда не упадут – только будут расти.

Очередь при входе на выставку изделий феноменально знаменитой русской ювелирной фирмы, собранных фондом Виктора Вексельберга «Связь времен», только отчасти объясняется малой вместимостью Отдела личных коллекций Пушкинского музея. И вряд ли на количество желающих посмотреть на драгоценные пасхальные яйца существенно повлиял факт, что выставку открывал патриарх Кирилл. Этот факт даже несколько смущает, ведь искусство фирмы Карла Фаберже – не духовное, а что ни на есть материальное.

Драгоценные материалы, филигранная ювелирная работа, механические «секреты», максимальная пышность в самой малой форме – это бесспорные достоинства лучших вещей от Фаберже. На выставке есть что разглядывать и понятно, чем восхищаться.

Главные экспонаты – девять созданных по заказу последних российских императоров пасхальных яиц, собранных вместе американским медиамагнатом Малкольмом Форбсом и пять лет назад купленных российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. Плюс еще 291 предмет, который фонд «Связь времен» закупил уже после приобретения форбсовских сокровищ.

Среди этих предметов – часов, запонок, портсигаров, чернильниц и яиц попроще царских – есть выдающиеся вещи и не очень: фирма работала на разных покупателей.

Вексельберг предполагает создать для своей коллекции музеи – в Москве и Петербурге. Коллекционер Фаберже Александр Иванов уже открыл свой музей в Баден-Бадене (с яйцом от Зураба Церетели при входе). Аукционные цены на Фаберже не затронул экономический кризис – финальные превышают стартовые. Музеи Московского Кремля стараются отдавать на заграничные выставки не более трех императорских пасхальных яиц из имеющегося десятка, чтобы не разочаровывать посетителей Оружейной палаты.

Нынешняя слава фирмы превосходит прижизненную. «Эпоха Фаберже» – это наше время, падкое на роскошь. У поставщика императорского двора со временем только прибавилось покупателей.