Новогодняя надежда

В этом году телеканалы заработают на рекламе на 17% меньше, чем в прошлом, прогнозирует «Видео интернешнл». А в декабре впервые за весь 2009 год она может показать 8%-ный рост
Д. Гришкин

Один из двух крупнейших телевизионных селлеров в России – «Видео интернешнл» (ВИ) впервые сделал прогноз рекламных продаж на этот год. ВИ ожидает, что к концу года объемы продаж рекламы на телеканалах вернутся к уровню 2008 г., но до этого времени рынку предстоит пережить еще более сильное падение, чем в I квартале. По данным АКАР, в I квартале рекламодатели потратили на свое присутствие в телеэфире 24–24,5 млрд руб. – на 20% меньше, чем за тот же период 2008 г. Апрель, по предварительной оценке аналитического центра ВИ, был для телеканалов более удачным – падение по сравнению с прошлым годом составило 17%. Но в мае произошел новый обвал, говорит гендиректор ВИ Сергей Васильев (цифру он не назвал). В июне – июле, по его прогнозу, телеканалы могут недосчитаться почти трети своих рекламных доходов (25–30%). К октябрю-ноябрю рынок может, по прогнозу главы ВИ, вернуться к апрельской цифре снижения размещения, а в декабре доходы телеканалов впервые в 2009 г. покажут рост – 8% к декабрю 2007 г.

Глава основного конкурента ВИ – сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев также полагает, что после небольшого апрельского оживления в июле (исходя из тех заявок, которые есть у сейлз-хауса сейчас) рекламодатели могут потратить на 30% меньше, чем в прошлом году. «Осень действительно может стать неплохой, а вот декабря на уровне прошлого года я пока не вижу», – добавил он.

Рекламодатели как никогда критично подходят к маркетинговым тратам, говорят и Васильев, и Пискарев: обычно компании и так тратят в конце весны – летом меньше всего из-за традиционного снижения потребления товаров и услуг и телесмотрения, но в этом году они еще больше жертвуют летними бюджетами в пользу осени – зимы, когда, опять же традиционно, происходит рост продаж.

Например, «Техносила» сократила затраты на телерекламу на 2–5%, говорит вице-президент торговой сети Леонид Тюкавкин, а перераспределять свой годовой бюджет в пользу второй половины года компания не стала. МТС и «Вымпелком» также не меняют долю летнего бюджета, сообщили представители операторов.

В ближайшие месяцы рынок ждет еще большее падение, чем в I квартале, соглашается управляющий директор Aegis Media Андрей Брайович: компании выжидают и набираются опыта на кризисном рынке. Но вовсе не факт, замечает он, что осенью рекламодатели будут готовы потратить больше, чем летом: если спрос так и не вырастет, компании не станут увеличивать присутствие в телеэфире. Во избежание потерь многие клиенты стали планировать рекламу поквартально, чтобы гибко реагировать на меняющуюся ситуацию, говорит исполнительный директор агентства Sorec Media Артем Донец, поэтому ему кажется сомнительной идея экономить на рекламе во II квартале, чтобы увеличить бюджет позже.