Стачкой по кризису


Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) провела вчера совещание с представителями своих первичных организаций. Принявший участие в мероприятии премьер-министр Владимир Путин призвал профактивистов «более жестко» контролировать соблюдение норм трудового законодательства.

Основные проблемы, как отмечается в итоговом заявлении, – антипрофсоюзная политика собственников предприятий, давление на активистов первичек, трудности при оплате простоев и неполной рабочей недели, отсутствие должных механизмов защиты работников при банкротствах. ФНПР намерена теснее взаимодействовать с органами прокуратуры (соответствующее соглашение было подписано более полугода назад) и судами, говорит секретарь ФНПР Александр Шершуков, а также облегчить процедуру организации забастовок.

Сейчас право на стачку, закрепленное в Конституции и Трудовом кодексе, практически не работает, признает директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий, закон принимался так, чтобы сделать забастовку невозможной. Для ее организации необходимо согласие работодателя и проведение открытого собрания работников. Кроме того, желающие бастовать должны обратиться в трудовой арбитраж, а подобные органы есть далеко не во всех регионах.

Процедура действительно сложна, признает Шершуков, такое мнение высказывалось не одним участником мероприятия. По его словам, идея ее упрощения (в частности, в вопросах сокращения сроков, необходимых для организации) была поддержана председателем ФНПР Михаилом Шмаковым и председателем думского комитета по труду единороссом Андреем Исаевым. Это помогло бы снизить рост протестной активности, всплеска которой в ФНПР опасаются осенью, добавляет представитель организации.

В декабре 2008 г. ФНПР уже выступала с идеей облегчить право на забастовку, говорит зампредседателя думского комитета эсер Олег Шеин, предложив уменьшить число сотрудников предприятия, у которых надо получить согласие, до половины (сейчас две трети) и одновременно ужесточив наказание за незаконные стачки. Если поправки сведутся к этому, смысла в них нет, полагает депутат.

Бастовать выгодно только в условиях экономического роста, уверен Кагарлицкий, а протесты реально обездоленных людей законодательно все равно не урегулировать.