Время дружить

Кризис сплотил конкурентов: они вынуждены искать новые форматы сотрудничества и взаимопомощи. Коллеги по отрасли стали охотнее создавать союзы, делиться опытом и вместе искать антикризисные решения

Разделение «производственных» расходов – популярный формат сотрудничества конкурентов в кризис. МТС в ближайшее время собирается разделить затраты по обслуживанию инфраструктуры с другими операторами, работающими на той же территории, – «Вымпелкомом» и «Мегафоном». «Мы планируем привлечь одного подрядчика для обслуживания башен, мачт и волоконно-оптических линий связи: это позволит нам сократить операционные затраты на 20–30%», – делится Андрей Ушацкий, вице-президент компании по технике. В Швеции операторы делают то же самое уже давно. «Еще недавно российские операторы неохотно шли на сотрудничество, но в кризисной ситуации они стали более открытыми», – говорит Михаил Чернышев, маркетинг-директор «Tele2-Россия».

До апреля 2009 г. российские брендинговые агентства предпочитали жить обособленно. Но в кризис семь компаний, контролирующих более половины рынка, создали Ассоциацию брендинговых компаний России (АБКР). «В «довоенные» времена большинство отнеслись бы к идее не столь лояльно, – предполагает Алексей Андреев, президент агентства Depot WPF и соучредитель АБКР. – Мы встретились с конкурентами, с которыми раньше вообще не общались, все оказались милыми людьми». В ассоциацию вошли агентства Mildberry, «Сольдис», «Директ дизайн», «Реал про», «Коруна», ArtGraphics.ru, еще 20 компаний подали заявки.

Сообразили на троих

Гораздо легче договориться маленьким компаниям. Для небольших книжных издательств кризис сделал неподъемными многие привычные расходы, например логистические услуги. «Мы договорились с другими детскими издательствами – «Розовым жирафом» и «Центром Нарния» – разделить расходы, – объясняет Ирина Балахонова, гендиректор детского издательства «Самокат». – Каждый день нам надо развозить книги в несколько точек по Москве, и каждая «ходка» стоит 1000 руб. Делим на троих, экономим». «Уже давно мы с несколькими издательствами вместе проводим праздники, конкурсы, снимаем единое пространство на выставках – для экономии», – добавляет Балахонова.

Против британцев

Агентства договорились противостоять демпингу в отрасли и бороться с бесплатными тендерами. До кризиса только 50% тендеров, объявляемых клиентами (не считая госкомпаний), были бесплатными. Сейчас таких уже около 80%, сетует Андреев. Объем заказов сократился более чем на треть, небольшие агентства на голодном пайке, поэтому бороться с практикой бесплатных конкурсов будет непросто, считает он.

Андреев признает, что агентства сплотила в том числе дружба против западных брендмейкеров: «Деньги утекают не только от нас, но и из России вообще». К примеру, в мае британское агентство Fitch стало партнером Сбербанка, запланировавшего масштабный ребрендинг. Управляющий партнер BrandLab Александр Еременко оценил гонорар Fitch в $3–5 млн.

Спасение красоты

Салоны красоты в кризис объединила общая проблема – потеря аудитории. Если в начале 2008 г. москвич приходил в парикмахерскую в среднем раз в шесть недель, то год спустя – раз в семь недель, говорит Александр Глушков, президент сети салонов «Моне». Число клиентов у московских салонов со средним чеком в 5000 руб. в этом году упало примерно на 20–30%, оценивает он. Впервые на отраслевой выставке «Интершарм» в конце апреля менеджеры салонов общались в необычном формате: делились друг с другом опытом антикризисного управления, говорит Анна Дычева-Смирнова, вице-президент компании «Старая крепость».

Клиент стал более требователен, в том числе к мелочам: сегодня он хочет знать все – например, каким шампунем ему моют голову, поэтому качество используемых средств выходит на первый план, говорит Игорь Стоянов, гендиректор сети «Персона».

Поводов для общения стало больше и у производителей косметики – например, проблемы с сырьем, которое приобретают в основном за рубежом за валюту, что серьезно повышает себестоимость продукта, рассказала Татьяна Пучкова, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации. В нее входят 72 российские компании («Калина», «Невская косметика», «Красная линия», «Фаберлик» и др.). С осени в ассоциацию вступило шесть компаний – это больше, чем в предыдущем году, и необычно для кризиса (ведь вступительный взнос – 45 000 руб. плюс членские взносы), говорит Пучкова. Другая общая беда – усложнившиеся отношения с сетями, замечает она: «Самоуправство ритейлеров усугубилось, компании заинтересованы делиться опытом эффективного общения с ними, не повторять ошибок других, например при заключении договоров».

Подзамочные тайны

«У всех ситуация похожая: обороты опустились ниже некуда, с такой маржей развиваться стало невозможно, поэтому все решили вместе искать выход», – декларирует Николай Имамбаев, бывший президент Ассоциации производителей и дилеров замочной продукции. Она задумывалась как площадка для общения, обмена информацией и опытом, рассказал Сергей Минкин, президент ассоциации и гендиректор завода «Меттэм». Ассоциация объединяет 27 компаний-производителей, дилеров и сервисных служб, контролирующих более 50% рынка. В марте они встречались, чтобы обменяться мнениями об экономических угрозах для отрасли, говорит Минкин. Замочники планируют вовлечь новых членов в ассоциацию (всего на рынке работает около 50 компаний). Кроме того, рассказал Имамбаев, конкуренты вместе борются с кустарными производителями и подделками: задержали партию контрафактных замков с Украины и из Китая, обменявшись информацией о недобросовестных фирмах и поставщиках. Написали регулирующие документы, поддерживающие цивилизованное производство, – чтобы замки делали не на коленке, а в заводских условиях.