Аптекам снизили маржу


Служба по тарифам Ростовской области сообщила вчера о снижении торговых надбавок на лекарства на 13–25%. Надбавка в 30% установлена на лекарства, которые не входят в перечень жизненно необходимых и стоят до 300 руб. (снижение на 14,29%), 300–600 руб. – 20% (не изменилась), более 600 руб. – 15% (25%). Для препаратов из перечня изменения коснутся только средств от 600 руб. – 13% (минус 13,34%), сохранены 23%-ная надбавка для лекарств стоимостью до 300 руб. и 15%-ная – для 300–600-рублевых.

По областному закону постановление региональной службы по тарифам должно быть опубликовано в течение 15 дней, через три дня после этого оно вступит в силу.

По данным Фармацевтического центра, за январь – март в Ростовской области выросли цены на 10 588 наименований лекарств (всего проанализировали 22 010), из них стоимость 5059 увеличилась до 5%, 2449 – на 5–10%, 872 – более чем на 25%. Директор отдела розничного аудита DSM Group Юлия Нечаева оценивает емкость аптечного рынка области в январе – апреле в 3,8 млрд руб.

Аптечные сети неохотно комментируют изменения. Нечаева отмечает, что на прибыль, которую сейчас получает одна аптека, можно «просто жить и практически не развиваться», а при снижении надбавок о развитии вообще можно забыть. Менеджер работающей в области федеральной сети не исключает, что компании придется сократить количество аптек. По его мнению, около 10–15% аптек в области «уйдут в минус». Около 75% портфеля лекарств – это импортные препараты, цены на которые выросли из-за роста курса доллара. Однако примерно так же подорожали и отечественные лекарства: при их производстве используют импортное сырье, отмечает Нечаева. А директор ростовского филиала аптечной сети «Радуга» (23 аптеки в области) Елена Тащева говорит, что на работе ее компании изменения не отразятся: у них наценки держатся на уровне 15% и никогда не достигали 30–40%, объясняет она.

Сейчас рентабельность аптечных сетей предельно низкая – не превышает 2%, говорит руководитель Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. А оборот на 1 кв. м в 4,5–5 раз меньше, чем в другом ритейле, отмечает она. Также, по словам Неволиной, ситуацию усугубляет ограниченный перечень товаров, которые могут продаваться в аптеке. Сети могли получать дополнительную прибыль, например, продавая соки или шоколад без сахара, считает она.