Cэкономил на инвестициях

Чистый убыток «Вымпелкома» в I квартале 2009 г. оказался в два раза ниже, чем ждали аналитики, а OIBDA – на 6% выше. Сократив затраты, «Вымпелком» завершил квартал с рентабельностью выше, чем у МТС
Д. Гришкин

ОАО «Вымпелком»

оператор сотовой и фиксированной связи. Обслуживает 62,7 млн сотовых абонентов в России и странах СНГ. Акционеры – Altimo (44% голосующих акций), Telenor (29,9%), 24,3% торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. Капитализация – $13,44 млрд. Финансовые показатели (2008 г., US GAAP): выручка – $10,117 млрд, OIBDA – $4,86 млрд, чистая прибыль – $524 млн.

Главный управляющий директор «Вымпелкома» Борис Немшич объяснил квартальный убыток ($251 млн) переоценкой долга, который в конце марта составлял $7,7 млрд (261,7 млрд руб. по среднему за квартал курсу; с января «Вымпелком» стал отчитываться не в долларах, а в рублях). 76% задолженности номинировано в долларах, а рубль за январь – март 2009 г. подешевел к доллару на 16%, и убыток от курсовых разниц составил 23,6 млрд руб. ($695,5 млн). Аналитики девяти инвестбанков, опрошенных Reuters, в среднем прогнозировали вдвое больший убыток – $505 млн.

Выручка «Вымпелкома» в I квартале 2009 г. сократилась на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до $1,97 млрд (почти совпала с прогнозом – $1,987 млрд), а показатель OIBDA хотя и снизился на 15,8% до $948 млн, но оказался на 6% выше ожиданий аналитиков. В итоге рентабельность OIBDA составила 48,1%. Годом ранее она была на уровне 53,4%: тогда «Вымпелком» еще не полностью консолидировал показатели приобретенного в феврале фиксированного бизнеса Golden Telecom, рентабельность которого традиционно ниже.

В России рентабельность по OIBDA у «Вымпелкома» составила 48,4%, а в мобильном сегменте – 50,9%. Рост этого показателя по сравнению с IV кварталом 2008 г. (44%) объясняется в основном оптимизацией затрат, говорится в пресс-релизе компании. Капзатраты за квартал снизились на 83,2% до 3,925 млрд ($115,7 млн), из них на Россию пришлось 3,07 млрд руб. (минус 82,5%). Расходы на продажи и маркетинг в России сократились на 33,1% до 4,48 млрд руб. В том числе были сокращены затраты на рекламу на 68% до 882 млн руб., заметил аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович.

У МТС, основного конкурента «Вымпелкома», рентабельность по OIBDA в I квартале составила 46%, а в России – 44,8% (в IV квартале 2008 г. – 48,3%). Президент МТС Михаил Шамолин объяснял снижение рентабельности консолидацией ритейлеров «Телефон.ру» и «Эльдорадо» и опережающим снижением спроса. Но инвестиции, потраченные в I квартале, «закладывают прочный фундамент для эффективного развития в будущем», уверен Шамолин. После того как «Вымпелком» приобрел в октябре 2008 г. 49,9% «Евросети», его затраты сложно сравнивать с МТС, замечает Климович из «ВТБ капитала». Оператор меньше тратит на маркетинг, но несет дополнительные убытки от «Евросети», считает аналитик. Доля «Вымпелкома» в убытках ассоциированных компаний в I квартале составила 1,198 млрд руб.

Климович также обращает внимание, что у «Вымпелкома» сократилось среднее количество минут на одного абонента в месяц (MOU) в России на 10,9% по сравнению с IV кварталом до 203 минут, а у МТС – лишь на 6% до 205 минут. Падение среднего счета на абонента (ARPU) у компаний было примерно одинаковым – 9% у МТС (234 руб.) и 10% у «Вымпелкома» (306,6 руб.). Такое значительное падение трафика по сравнению с конкурентом – тревожный сигнал, считает Климович, напоминая, что «Вымпелком» повышал тарифы в январе – марте, а МТС – нет. А аналитик «Уралсиба» Константин Белов считает, что на основе результатов одного квартала не стоит делать далекоидущие выводы. В марте и апреле ситуация с ARPU и MOU была значительно лучше, чем в январе и феврале, уверяет Немшич.

Бумаги «Вымпелкома» на NYSE подорожали вчера на 6,3%.