Свет под контролем

Государство решило усилить контроль за исполнением инвестпрограмм в электроэнергетике. Минэнерго хочет само заключать договоры с генкомпаниями на выдачу мощности, обязав их ежеквартально отчитываться о ходе новых строек и расходах на них
В.Баранов

Государство не может сейчас контролировать исполнение инвестпрограмм в электроэнергетике, признал еще в апреле министр энергетики Сергей Шматко на совещании у премьера Владимира Путина. Речь о тех обязательствах, которые взяли на себя частные инвесторы, купив бывшие «дочки» РАО «ЕЭС России». Еще до распродажи РАО распределило между ОГК и ТГК новые стройки на 37,85 ГВт (2008–2012 гг.) стоимостью 1,8 трлн руб., рассчитывая, что спрос на свет будет ежегодно расти на 4–5%. И «дочки» подписали специальные договоры на выдачу этой мощности (ДПМ) с энергобиржей АТС и единым расчетным центром на энергорынке – ЦФР, а приложения к ним (для дополнительного контроля) – с госкомпанией «Системный оператор». Не выполняешь объемы и сроки ввода – штраф до 25% от всей инвестпрограммы. В резерве есть лишь год, в течение которого можно избежать санкций. Практически все инвесторы говорили, что планы завышены, но договоры подписали, хотя были и исключения – «Норникель» (ОГК-3) и «Газпром» (с «Мосэнерго»).

Кризис изменил ситуацию: спрос на электричество резко упал (см. врез). Да и привлекать кредиты компаниям стало сложнее, уверяли инвесторы. Государство с этим согласилось, разрешив им перенести часть вводов на более поздний срок (но не более двух лет, говорил ранее «Ведомостям» правительственный чиновник), а также поменять место расположения будущих блоков, сохранив физические объемы вводов. В результате 2009–2011 гг. частные компании введут около 6 ГВт вместо ранее предписываемых РАО 27,96 ГВт. И уже в этом году – 1,63 ГВт вместо 4,63 ГВт.

Но чиновникам нужны гарантии, что инвесторы выполнят хотя бы это. И Путин поручил переподписать все договоры на выдачу мощности.

Предложение чиновников – сделать Минэнерго стороной по новым договорам, что «усилит» их статус. В документах нужно «зафиксировать» размер тех средств, которые должны идти исключительно на инвестпрограммы. Все ОГК и ТГК должны создать специальный фонд со средствами под инвестпрограммы, «контроль над которым возможно осуществить». Плюс ежеквартально ОГК и ТГК должны отчитываться ЦФР и «Системному оператору» о темпах строительства и расходах на инвестпроекты. Все это описано в концепции новой модели ДПМ, которую Минэнерго собирается в июне направить в правительство (копии нескольких страниц есть у «Ведомостей»). А вчера основные принципы уже одобрил наблюдательный совет НП «Совет рынка», сообщило партнерство, не уточнив, правда, деталей модели. Представитель Минэнерго также комментировать их не стал.

Сами ТГК и ОГК тоже получат гарантии – оплату мощности новых блоков в течение 7–10 лет с момента их ввода (сейчас – 1 год), говорится в документе. Но кто именно будет гарантировать это – государство или потребители – и по какой цене, не указано. Представители крупнейших инвесторов – «КЭС-холдинга», «Газпрома», Enel, СУЭК и Fortum – от комментариев отказались.

Совершенно очевидно, что Минэнерго усиливает контроль в электроэнергетике, говорят юрист «Вегас-лекса» Нана Суладзе и партнер «Нёрр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. «И рычаг контроля над инвесторами становится более коротким», – добавляет партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. ОГК и ТГК при таком режиме могут столкнуться с ростом контроля и других ведомств, включая, например, Счетную палату, не исключает Рохлин.

Непонятно, правда, как Минэнерго выполнит задуманное. По Гражданскому кодексу госорган может быть стороной гражданско-правового договора и такие примеры были, отмечает партнер «ФБК-право» Петр Достовалов, но это должно быть предусмотрено в положении о министерстве или ведомстве. А положение о Минэнерго такого не предусматривает, напоминает Рачков. Кроме того, в случае судебного разбирательства Минэнерго рискует стать стороной, понуждающей своего контрагента выполнять потенциально невыгодные соглашения, добавляет юрист.