Вектор


Чистая рентабельность «Роснефти» в I квартале 2009 г. составила 25,2%. Для сравнения: у ТНК-BP этот показатель за тот же период составил всего 11,9%. «Роснефти» удалось превзойти даже рекордный II квартал 2008 г., когда ее рентабельность по чистой прибыли была 20,4%. Но секрет успеха прост. По стандартам US GAAP эффективная ставка по налогу на прибыль «Роснефти» в I квартале составила всего 6%: при чистой прибыли в $2,06 млрд расходы госкомпании по налогу на прибыль составили всего $127 млн. В российском законодательстве нет понятия «консолидированный налогоплательщик». В качестве налогооблагаемой базы выступает прибыль компаний «Роснефти» по РСБУ. А в отчетности по российским стандартам «Роснефть» в I квартале отразила огромные «бумажные» убытки (56,5 млрд руб.), которые возникли главным образом в результате переоценки валютного долга из-за снижения курса рубля. В отчетности по US GAAP «Роснефть», наоборот, зафиксировала прибыль от курсовых разниц в $798 млн.

Судьба KazakhGold до сих пор не решена. «Полюс золото» так и не выработало новые условия покупки 50,1% акций казахстанской компании, несмотря на обещание сторон договориться в течение мая. В декабре 2008 г. «Полюс» уже понизил оценку казахстанской компании в 3,6 раза до $426,2 млн, а в конце апреля были отменены и эти условия из-за сильного падения производственных и финансовых показателей KazakhGold. Понизить цену еще мешает позиция британского комитета по слияниям, и теперь россияне задумались, нужно ли им переплачивать за акции компании, которая находится в тяжелом финансовом положении. Покупать или нет, «Полюс» еще не решил. Если да, то переговоры продолжатся. Если нет, то «Полюс» будет искать новый объект для покупки, а KazakhGold останется один на один со своими проблемами: компании срочно нужны деньги, чтобы продолжать деятельность.

Убытки помогли

Тяжелая покупка

Пенсионные госгарантии

Вслед за запуском системы страхования вкладов появились желающие создать механизм госгарантий на других сегментах финансового рынка, прежде всего на фондовом. Кризис увеличил число сторонников этой идеи не только среди участников рынка, но и среди чиновников. Помощник президента Аркадий Дворкович заявил о разработке законопроекта, предусматривающего создание системы страхования пенсионных накоплений. Основные его положения уже обсуждают правительственные экономисты и депутаты, приводит слова Дворковича «Финанс».

Запуск этого механизма, считает Дворкович, позволит сократить число «молчунов», не выбравших управляющую компанию или НПФ, а также уменьшить количество участников рынка за счет случайных игроков: «Как и в случае с банками, я не уверен, что все негосударственные пенсионные фонды смогут легко пройти в эту систему». Значит, вступающие в силу с июля требования по минимальной величине имущества для обеспечения уставной деятельности в 50 млн руб. могут стать прелюдией для дальнейшей зачистки рынка, на котором уже осталось менее 200 НПФ.

Споры о дискриминации

Попытки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) создать конкуренцию между операторами связи на самом важном участке кабеля – ведущем в квартиру абонента (так называемая «последняя миля») – разбиваются о сопротивление других сил. В начале года возражения на проект разработанного ФАС положения о недискриминационном доступе представило Минкомсвязи. Оно приветствует конкуренцию, но не может настаивать на том, чтобы одни операторы делились с другими имуществом, объяснила на конференции «Ведомостей» замдиректора департамента Минкомсвязи Тамара Моисеева. В прошлую пятницу появился еще один аргумент, на сей раз у «Связьинвеста». В концепции реорганизации этого холдинга, разработанной его руководством и утвержденной правительственной комиссией по связи и транспорту, сказано: чтобы укрепить рыночные позиции, «Связьинвесту» необходимо активно развивать широкополосный интернет-доступ. А это невозможно, если «дочки» холдинга – основные владельцы «последней мили» – будут обязаны делиться ею с конкурентами. Гендиректор одной из «дочек» – «Центртелекома» – Ваагн Мартиросян прямо посоветовал конкурентам строить дублирующие сети: чтобы оказывать качественную услугу, все равно нужно оптоволокно, а не медный кабель, как у «Связьинвеста».