Дно снова показалось

Экономика России готова развернуться в сторону выхода из кризиса, заявил замминистра экономразвития Андрей Клепач. На полное восстановление может понадобиться три года

В сильном падении экономики есть свои плюсы: потом восстановление будет в виде скачка, пообещал Клепач. Уже есть позитивные сигналы, в том числе из банковской системы, разворот тенденции «не за горами», думает замминистра: «Сейчас находимся около дна кризиса и некоторое оживление ожидаем увидеть в июне-июле» (цитаты по «Интерфаксу»). Во втором полугодии экономика может вырасти на 4–5% к первому полугодию, сообщил Клепач. И хотя в годовом выражении темпы будут отрицательными – по итогам 2009 г. минус 7–8%, – важен сам выход на позитивную динамику, разъяснил Клепач. В 2010 г. уже и годовой темп будет позитивным – плюс 1%, а в течение трех последующих лет Россия снова может стать «одной из наиболее динамично развивающихся стран»: ее рост в 2012 г. составит 5% (последние шесть лет средний темп роста был 7,05%).

Кроме банков развороту тренда поможет ряд промышленных секторов, продолжил Клепач: металлургия, на продукцию которой будет расти внутренний и внешний спрос, сельское хозяйство. В 2010 г. госрасходы на инфраструктурные проекты планируется увеличить на 10–15%, что тоже станет весомым вкладом в восстановление экономики, добавил замминистра.

В последние годы рост экономики во втором полугодии к первому составлял около 18%, со снятой сезонностью – 4,5%, посчитал замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Повторение этой динамики в 2009 г. означает, что спад во II квартале составит 10%, в III – 4,8%, в IV – 1,4% к таким же периодам 2008 г., рассчитал Миронов: «Спад замедлится, но в плюс так и не выйдем». В 2010 г. рост госинвестиций на 15% может добавить темпам ВВП 0,6 п. п., подсчитал он.

Ставка на промышленность пока не особо оправданна, полагает Миронов: в марте из 168 отраслей росли 11, их совокупный вклад в темпы экономики – всего 0,2 п. п., в апреле рост был в 13 отраслях, их вклад – 0,4 п. п.

Доля сельского хозяйства в ВВП – 4,7%, говорит Миронов. Если отрасль, как и в 2008 г., вырастет на 10%, экономике это даст всего 0,5 п. п. (роста либо замедления спада). Но за январь – апрель сельское хозяйство выросло на 1,5%, отмечает Миронов. Доля металлургии в ВВП – 2%, пока эта отрасль в лидерах падения.

По данным агентства «Чермет», спад в металлургии в мае составил 32% против 30% в апреле (к такому же месяцу 2008 г.). «Улучшения внутреннего спроса не видно», – говорит аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин: раньше в этот период всегда возрастал спрос со стороны строителей. Сейчас около 65% продукции отрасли идет на экспорт, в том числе четверть – в Китай, продолжает Смолин: «Из-за дорогого железорудного сырья Китай стал нетто-импортером стали». По новым контрактам, которые заключает Китай с поставщиками, сырье может быть на 40–50% дешевле и тогда спрос Китая на российскую сталь сильно снизится, считает Смолин.

«Позитивные сигналы» от банков пока не имеют прочного фундамента, предупреждает экономист ЦМАКП Олег Солнцев. Рост кредитов нефинансовому сектору (на 0,5% в апреле против минус 1,5% в марте) был и так ожидаем: «Когда в экономике затишье, госбанки могут себе позволить покредитовать экономику, тем более этого с них еще и требуют». Сокращение прироста просроченной задолженности в полтора раза не отражает реальной картины, продолжает он: оно обусловлено тем, что банки перестали относить к просрочке пролонгированные кредиты. А рост рублевой ликвидности вызван как игрой банков против доллара, так и притоком горячего капитала, обусловленным укреплением рубля.

Позитив может быстро поменяться на негатив, когда доходность по госбумагам приблизится к докризисным уровням (сейчас по трехлетним ОФЗ – около 11%, кризисный максимум – 13,2%, докризисный минимум – 8,3%), а ЦБ остановит укрепление рубля. Другой риск – предстоящее сокращение издержек, предприятия еще не привели их в соответствие с новым уровнем доходов, продолжает Солнцев: за четыре месяца выпуск снизился на 14,9%, тогда как реальные зарплаты – на 1,4%. Процесс снижения издержек ударит прежде всего по отраслям, ориентированным на потребительский спрос, где не исключена волна банкротств, продолжает Солнцев. И только если эти риски не реализуются или будут смягчены, можно будет сказать, что дно пройдено и «мины обезврежены», заключает Солнцев.