Рекламная экономия

Входной билет в топ-десятку заказчиков наружной рекламы за год подешевел почти наполовину. Клиенты все чаще отказываются платить за оказанные услуги, жалуются рекламисты
Е.Кузьмина

Несмотря на оптимизацию рекламного бюджета, «Мегафон» закупает прежние объемы рекламы, благодаря снижению цен затрачивая при этом меньше средств, сообщил представитель пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон». По словам пресс-секретаря петербургского филиала «Вымпелкома» Марианны Янковой, скидки напрямую зависят от объемов закупок: при заключении договора большое значение имеет масштабный заказ с гарантией оплаты.

В апреле в составленную «Эспар-аналитик» топ-десятку коммерческих рекламодателей по наружке вошли практически те же компании, что и в прошлом году (см. таблицу). Структура рекламодателей существенно не изменилась, согласен Владимир Рябовол, руководитель представительства News Outdoor в Петербурге. В январе – феврале сокращали активность банки, строительные компании и торговые сети. В целом объемы заказов уменьшились, по его оценке, примерно в два раза.

А входной билет в топ-десятку рекламодателей стал дешевле.

Владельцы рекламоносителей предлагают размещение рекламы в среднем со скидкой от 20% до 40% с учетом объема заказа и сроков размещения, говорит Юлия Неменова, специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС Северо-Запад». В качестве меры по сокращению расходов рекламодатель в первую очередь отказывается, по ее словам, от малого формата в пользу большого, более заметного.

В I квартале 2009 г. стоимость размещения в наружной рекламе по Петербургу снизилась на 20–25%, к маю падение цен достигло 30–40% и, хотя количество заказов осталось на докризисном уровне, совокупный доход сократился, говорит Александр Зотов, гендиректор рекламного оператора «БВ медиа».

Благодаря удешевлению наружной рекламы на 20% стали доступны более выгодные места, доволен Александр Лебедев, директор по маркетинговым коммуникациям «Балтики». Его компания добивается скидок благодаря практике тендера и масштабам заказа.

Неплатежи добрались и до рекламной отрасли.

«Возникают проблемы с оплатой уже выполненной нами работы по размещению рекламы», – жалуется Зотов. Заказчики стали задерживать платежи на срок от пары недель до двух месяцев, а раньше платили по факту, подтверждает Рябовол.

Оплата рекламы стоит у компаний последней в очереди платежей, убежден президент «Талера» Михаил Пационко. По его словам, уже заключая договор, заказчики просят об отсрочке на 30–45 дней, а потом срывают и эти сроки. А некоторые компании не платят с конца прошлого года, добавляет он. Пока встречные меры «БВ медиа» исчерпываются рассылкой писем-претензий с требованием погасить задолженность, следующим шагом будут иски в суд, обещает Зотов.

«Талер» пытается через суд взыскать с заказчиков около 20 млн руб., говорит Пационко, но должников не называет. Чаще всего платежи, по его словам, задерживают посредники. Ряд исков в суд подал и «Постер», рассказал гендиректор и владелец компании Кирилл Опарин. По его словам, чтобы предупредить неплатежи, компания стала чаще работать по предоплате, предоставляя возможность оплаты по факту только постоянным клиентам.