Внедриться, а не раствориться

Венецианская биеннале – всемирный праздник современного искусства, русские прибыли туда со своей печкой, фонтаном и мексиканскими дирижаблями
О. Кабанова

Сегодня открывается 53-я Венецианская биеннале. Сегодня же в ее неофициальной программе пройдут вернисажи нескольких русских выставок, завтра заработает наш национальный павильон. Наших в этом году много – как следствие большой моды на современное искусство среди тех, у кого еще есть средства его собирать и поддерживать.

Московский центр «Гараж» покажет проект мексиканца Гектора Заморы, но все равно это будет засчитано Даше Жуковой. У подруги олигарха и начинающего арт-деятеля высокопрофессиональные помощники, на прием к ней придут важные люди, так что выставка, наверное, получится и, возможно, как обещано нескромным пресс-релизом, Венецию заполнят дирижабли Заморы.

Про прием – не праздное замечание. Мероприятия биеннале для публики работают до глубокой осени, но для участников важны именно первые летние дни, когда пускают только прессу и профессионалов, когда крепят связи, подтверждают и заводят знакомства, создают и корректируют репутации художников и тех, кто их показывает.

Стелла Кесаева откроет выставку своего фонда с музыкой (дирижер – Валерий Гергиев). В этом году она устроилась во дворце-музее Ка-Редзонико (прямо напротив – через Canal Grande – фонд Франсуа Пино). Графика Леонида Тишкова и Александра Джикии, объекты Вадима Космачева, картины классиков соц-арта растворились в постоянной экспозиции музея позднего, не великого, венецианского искусства как вещества одного состава. Почти полностью. У причала музея всплыла арт-субмарина Александра Пономарева, как живописно и странно она ни выглядит – народ все равно глазеет на гондолы. Еще одна инициатива Stella Art Foundation – у греческого павильона в садах Джардини по проекту Игоря Макаревича сооружена «русская печка» в стиле архитектонов Малевича, здесь будут выступать поэты, наши в основном.

Есть еще одна наша выставка в рамках биеннале – про любовь, интернациональная (но главные герои – группа АЕС), ее курирует Александра Маркво. Несколько новых работ Дубоссарского с Виноградовым представляет компания, один из владельцев которой московский коллекционер Пьер Броше. Первая выставка проходит под шапкой Государственного центра современного искусства, вторая – Московского музея современного искусства, но их организовали коммерческая галерея и коллекционеры, да и экспозиция русского павильона сделана в основном на спонсорские деньги.

Но биеннале существует не корысти, а искусства ради, коммерческие галереи в ней участвовать не могут. Так что жены и подруги богатых предпочитают основывать некоммерческие фонды, не зарабатывать на искусстве, а тратиться на него ради удовольствия (или тщеславия) и любви к искусству (или себя в искусстве), а коллекционеры заручаются патронатом госучреждений в надежде еще раз засветить своих художников.

Только в идеале, и не во время финансового кризиса, методично сбивающего цены на современное искусство, участие в венецианских показах – почет и слава для художника, а значит, и повышение цен на его работы. Тут не в деньгах дело. Биеннале – грандиозные смотрины, а наглядное сравнение – отличная проверка на качество, настоящее испытание художника. Насколько мучительное, видно по глазам всех семи участников нашего павильона – в них паника. Когда смотришь на то, что они сделали, больше половины нравится: писанная флюоресцентными красками орущая (динамики) фреска Алексея Каллимы, ужасный и прекрасный монументальный фонтан из цветастой клеенки Ирины Кориной, поролоновый мотоциклист, «пробивающий стену», Сергея Шеховцова, с оговоркой – много и мелко – графическая утопия Павла Пепперштейна. Но как это будет смотреться на общем фоне? Нас много, но в искусстве это ничего не значит.