Новая экономика: Борьба за пассажира

Спад спроса на услуги такси может привести к тому, что парк автомобилей сократится. На место зарегистрированных перевозчиков приходят частники-одиночки

Бывший менеджер банка Дмитрий с осени работает частным извозчиком на подержанной VW Jetta, купленной в кредит. Он берет с пассажиров как минимум на 10% меньше, чем водитель машины с официальными шашечками.

Кризис усилил конкуренцию на рынке, говорит Андрей Белов, гендиректор «Такси автолига». Уволенные из компаний менеджеры, не нашедшие новую работу, стали нелегальными перевозчиками на личных автомобилях, рассказывает Белов. Постоянных нелегальных частников в городе около 30 000, оценивает директор другой службы такси.

Спрос на услуги официального такси за последние полгода снизился в Петербурге на 25–30%, рассказали «Ведомостям» пятеро опрошенных участников рынка. Средняя минимальная стоимость поездки снизилась с 350 руб. до 250–280 руб., рассказывает Сергей Кузнецов, гендиректор компании «Ленинградское такси». Тариф по городу составляет 27–30 руб. за 1 км, год назад был 35–40 руб. за 1 км, говорит председатель правления Ассоциации таксомоторного транспорта городов России Юрий Вейков. Компании, предоставляющие услуги такси, снизили цены на 15–20%, оценил директор одного из операторов.

Чтобы получить доступ на стоянки при вокзалах и аэропорте «Пулково», а также обслуживать городские заказы, перевозчик должен заключить договор с комитетом по транспорту петербургской администрации. По данным комитета, такие договоры заключила 31 компания, на балансе у которых 1366 машин, с 2005 г. парк официальных перевозчиков вырос вдвое.

На рынке таксомоторных услуг задействовано около 10 000 машин, большинство из них числятся на других юридических лицах или на сотрудниках, говорит работник одной из компаний. У его компании около 20 машин, по вызову выезжает 150 машин, в том числе принадлежащих самим водителям.

За последние четыре года парк вырос в 3–4 раза, оценивает Вейков. По его словам, в Петербурге количество такси приблизилось к нормальному для европейского города показателю: две машины на 1000 жителей. Но летом в период наплыва туристов машин все равно не хватает, констатирует сотрудник одной из диспетчерских служб.

При нынешнем снижении спроса срок окупаемости автомобиля приближается к сроку его службы, обновлять парк не имеет смысла, говорит Вейков. Это приведет к тому, что количество машин в таксопарках начнет сокращаться, а их место на рынке быстро займут нелегальные частники.

Петербургские таксопарки в последние 3–4 года были одними из самых желанных клиентов, они регулярно закупали партии по 10–20 новых машин, с осени заказы почти прекратились, говорит руководитель одного из местных дилеров автомобилей средней ценовой категории. По согласованию с производителем такой покупатель может получить скидку до 10%. Такие скидки предоставляются таксопаркам – постоянным покупателям, подтверждает сотрудник одного из официальных импортеров автомобилей.