Новая экономика: Кризисный сезон

Расцвет малых отелей позади. Новых точек открывается все меньше, а действующие снижают цены, чтобы не потерять гостей

В этом году в Петербурге появится 20 малых отелей, ожидают в комитете по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации. Уже открылись «Фриденталь» (5 номеров; г. Пушкин, Московское шоссе, 10) «Дом Вяземской» (6 номеров; Московский проспект, 6) и Luxa Fort (7 номеров; угол 9-й Советской улицы и Греческого проспекта), рассказала начальник отдела экспертной оценки проектов комитета по инвестициям Ирина Синева. В 2007–2008 гг. ежегодно открывалось по 60–80 мини-отелей (менее 50 номеров), говорит президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Владимир Васильев. Кризис затормозил развитие этого сегмента, в этом году число отелей увеличится на 4–5%, прогнозирует он.

По данным комитета по инвестициям, в городе действует 466 мини-отелей (6266 номеров). На них приходится четверть предложения на гостиничном рынке Петербурга. По данным Ассоциации малых гостиниц, количество объектов с учетом пригородов достигает 600.

Первые мини-отели в Петербурге появились в 90-е гг., они стали бюджетной альтернативой гостиницам и арендованным квартирам. В 2003 г., когда отмечалось 300-летие Петербурга, город столкнулся с острой нехваткой гостиничных мест, с этого времени начался бум строительства мини-отелей, вспоминает руководитель отдела гостиничного консалтинга Praktis CB Елена Игнатий. Cерьезным стимулом для инвесторов стало значительное увеличение потока иностранных туристов, предпочитающих недорогое размещение в историческом центре города, добавляет она. Бронировать места в мини-отелях можно как напрямую, так и через систему Hotel Booking Russia.

Отель «Пушка инн» на 34 номера открылся в 2002 г. Он занимает два этажа и мансарду трехэтажного здания на набережной Мойки. Объем инвестиций директор Елена Голосун не называет, но уточняет, что они окупились за три года, хотя инвесторы (частные лица) рассчитывали на 5–7 лет. Среднюю стоимость инвестиций в ремонт или реконструкцию помещений под отель руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова оценивает в $2300–3500 за 1 кв. м.

По словам Васильева, в мини-отели инвестируют в основном российские физлица, иностранных граждан (французы, итальянцы) – не более 5–10% от общего количества инвесторов. Расходы на выкуп и ремонт квартир под отель на 10–15 номеров Васильев оценивает в $1,5 млн. В 2003 г. такой проект окупался за 5–6 лет, но с учетом выросших цен на недвижимость и снижения количества туристов срок окупаемости растянется до 9–10 лет.

Финансовый кризис плохо отразился на гостиничной отрасли. Турпоток в Петербург, по данным комитета по инвестициям, снизился в I квартале 2009 г. примерно на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Компании сокращают расходы на командировки. В январе средняя загрузка пяти- и четырехзвездочных отелей сократилась на 25–30%, малых и средних – на 15–17%, оценил исполнительный директор консультационной фирмы «Интерконсалт» Сергей Ковалев.

Цены в малых отелях – от 1500 до 5000 руб. за номер, что в 1,5–3 раза ниже, чем у больших гостиниц, но этого недостаточно, чтобы забрать всех клиентов, полагает Васильев. Некоторым корпоративным клиентам селиться в малом отеле не позволяет статус, объясняет он. Да и большие туристические группы в мини-отелях не разместить, поэтому конкуренции нет, добавляет Васильев.

Крупные сетевые отели и мини-отели работают в разных сегментах рынка. Первые предлагают размещение больших туристических групп, проведение семинаров и конференций, а вторые нацелены на предоставление услуг по размещению индивидуальных клиентов, говорит коммерческий директор группы отелей Marriott в Санкт-Петербурге Лиана Арутюнян. В отелях Marriott в Петербурге в июне цены составляют от 18 500 руб. («5 звезд») и 11 500 руб. («4 звезды») за номер.

Конкурентным преимуществом мини-отелей директор отеля «Девять сов» (19 номеров) Ольга Суровенко считает домашнюю атмосферу. Ее отель открылся в мае 2008 г., и тогда планировалось, что среднегодовая заполняемость составит 65–70%. Но из-за кризиса отель заполнен всего на 55%, сетует Суровенко. В этой ситуации есть только один путь привлечь туристов – пришлось снизить цены на 15% до 3200 руб. за номер, добавляет она. Так сделали многие владельцы малых отелей, и это не считая того, что в долларовом эквиваленте цены из-за снижения курса рубля упали на 30%, добавляет Васильев.

Заполняемость с зимы упала на 30% при среднегодовом показателе в 60%, приходится снижать цены, жалуется директор одного из мини-отелей в центре города.

А вот на бизнесе «Пушка инн» кризис практически не сказался, среднегодовая загрузка сохранилась на уровне 85%, сейчас свободных мест нет, номера на лето продавались еще зимой, утверждает Голосун. Цена на самый дешевый номер – 3500 руб. в низкий сезон, 5300 руб. в высокий. Высокую заполняемость Голосун связывает с тем, что проект еще до кризиса был хорошо известен и у него выгодное местоположение – рядом с Эрмитажем. «Мы не вкладываем деньги в рекламу, наш отель рекламируют клиенты, которые рекомендуют остановиться в нем своим знакомым. Опасаясь кризисного спада на рынке, мы готовились снизить цены в два раза, лишь бы сохранить клиентов, но этого не потребовалось», – радуется она.

Объем инвестиций в малые отели сравнительно невысок, поэтому инвесторы продолжают реализацию этих проектов даже в кризис, хотя некоторые все же отказались от своих планов или продали недвижимость, рассказывает Васильев. А Суровенко считает, что сегодня рискованно инвестировать в новые гостиничные проекты. Нехватка номеров наблюдается 1,5–2 месяца в году, а все остальное время – избыток, говорит она.