Новая экономика: Кто помогает автозаводам

Городской бюджет потратил около 10 млрд руб. на инфраструктуру для автозаводов. После запуска эти производства дают местным компаниям заказы на десятки миллионов долларов в год

Инвестиции в обустройство двух новых промзон для автозаводов стали самыми крупными за последние 20 лет, говорит заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Роман Старовойт. Каменка и Шушары – самые масштабные из новых промышленных территорий, объясняет чиновник.

БЮДЖЕТНЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Уже действующие в Шушарах заводы Toyota и General Motors занимают около трети промзоны общей площадью в 1000 га. Еще около 80 га отведено под проектируемые предприятия Magna и Suzuki. Около 600 га Каменки почти полностью заняты площадками Nissan, Hyundai и ее поставщиков. На инфраструктуру Шушар и Каменки петербургский бюджет потратил 10 млрд руб. В подготовку остальных семи новых промзон город до 2010 г. вкладывает 6 млрд руб.

Порядка 600 млн руб., по данным пресс-службы комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, пошло на строительство подъездных дорог к автомобильным промзонам. Это примерно 10% годового бюджета на строительство новых дорог в городе, оценивает менеджер одной из профильных городских компаний.

Почти половина денег, выделенных на инфраструктуру автомобильных зон, потрачена на создание новых электрических мощностей. В начале 2008 г. городская компания «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПбЭС) запустила подстанцию «Тойота» стоимостью 1,6 млрд руб. Она снабжает энергией Toyota и GM, к ней смогут подключиться и другие заводы в Шушарах, говорит представитель пресс-службы СПбЭС. В августе в Каменке заработает подстанция «Ниссан» стоимостью 3 млрд руб., которая будет обеспечивать электроэнергией сначала завод Nissan, а потом и остальные предприятия промзоны. Предприятие, которое было запущено в начале этой недели, пока подключено по временной схеме к подстанции «Северная», которая одновременно снабжает и крупные жилые районы на севере города. Ввод новой подстанции поможет разгрузить традиционно энергодефицитные районы массовой жилой застройки, говорит представитель СПбЭС. На создание энергетических мощностей для автозаводов ушло около 15% всех затрат Петербурга на электроэнергетику в 2006–2010 гг., подсчитал он.

Петербург на протяжении последних пяти лет испытывал дефицит электричества примерно в 10%, при том что потребность в энергии росла на 10–15% в год, оценивает аналитик «ВТБ капитала» Дмитрий Скрябин. По его словам, дефицит сохраняется, несмотря на то что в регионе с осени потребление электричества снизилось примерно на 5%.

ЗАРАБОТОК ПОДРЯДЧИКОВ

За последние три года услуги по найму сотрудников для автоконцернов принесли рекрутинговым агентствам несколько миллионов долларов, отмечает менеджер представительства одной из международных рекрутинговых компаний. За это время три завода наняли в городе около 1500 человек, в основном рабочих. Это не менее 10% всех сотрудников, нанимаемых в городе через агентства, считает гендиректор «Бизнеслинк персонала» Юлия Ручина. По массовости найма автозаводы можно сравнить только с предприятиями пищевой отрасли, говорит она. Скоро еще один производитель – Hyundai, строящий завод в Каменке, начнет массово нанимать персонал, радуется Ручина. Предприятию понадобится около 1000 человек.

Вокруг новых заводов появляются дополнительные рабочие места. Современные производства концентрируются исключительно на своем основном бизнесе – производстве автомобилей, все остальное они стремятся отдать на аутсорсинг, говорит замгендиректора исследовательской фирмы «Альт» Дмитрий Сироткин. По его оценке, на каждого работника автозаводов может приходиться до десятка сотрудников компаний-партнеров. Ежегодно они должны платить за услуги несколько десятков миллионов долларов, оценивает Сироткин.

Столовую Nissan обслуживает финская Fazer Amica, клининговые услуги предоставляет петербургская «Клин тим», работников перевозит также местная «Лимо шик», рассказывает пресс-секретарь Nissan Motor Rus Татьяна Натарова. Представители Toyota Motor Manufacturing Russia и GM отказались комментировать взаимоотношения с партнерами.

Для «Клин тим» автомобилестроители – ключевые заказчики, их заказы занимают около трети оборота компании, рассказывает пресс-секретарь «Клин тим» Анастасия Рослова. По ее словам, кроме Nissan, фирма предоставляет клининговые услуги GM и Toyota. Победить в конкурсах автоконцернов очень сложно – компании необходимо иметь опыт работы на подобных предприятиях, говорит менеджер одной из клининговых компаний Петербурга. Он говорит, что три предприятия могут платить клининговой компании несколько сотен тысяч рублей в месяц.

Fazer Amica кормит сотрудников Nissan и Toyota, говорит представитель компании. Работники автомобильных предприятий могут обедать только во время кратких остановок конвейера, поэтому питание нужно подавать очень быстро, рассказывает он о специфике работы. Питание сотрудников двух предприятий должно приносить около $3,5 млн руб. выручки ежемесячно, оценивает сотрудник одной из международных кейтеринговых компаний.

При нынешних объемах производства грузопоток петербургских автозаводов пока мизерный – менее 1% от общего грузооборота в Петербурге, оценивает вице-президент Национальной контейнерной компании Егор Говорухин. Но при выходе на проектную мощность заводам потребуется привозить тысячи контейнеров с автокомпонентами в месяц – они могут занять до 10% мощностей петербургских морских терминалов, считает он.