Ориентиры: Деньги в трубу


Я живу в кооперативном доме. Недавно на общем собрании жильцов нам предложили установить квартирные счетчики воды. Мотивировка правления сводилась к следующему: неустановившие будут оплачивать не только все протечки, но и счета тех квартировладельцев, кто в доме не живет и под этим предлогом за воду не платит. Сейчас за воду ежемесячно я перечисляю 563 руб. Комплект счетчиков (на холодную и горячую воду) обошелся мне в 4200 руб. Плюс ежегодно я должна буду перечислять деньги за их техобслуживание (в этом году – 540 руб.).

Расценки у фирм, специализирующихся на установке этих приборов, могут значительно различаться. Потребитель должен быть внимателен и не брать счетчики у левых структур – у организации должно быть соответствующее разрешение «Мосводоканала». Иначе экономия обернется невозможностью зарегистрировать приборы в надлежащем порядке.

Когда окупится (и окупится ли вообще) установка моих счетчиков, я еще не поняла – дополнительно мне пришлось поменять трубы, поставить новые краны в санузле и смеситель на кухню (на это ушло еще около 7000 руб.). Да и сами коммунальщики признают, что в рамках одной отдельно взятой квартиры эффективно экономить ресурсы невозможно – это должно происходить «на уровне многоквартирных домов». Но последние, как правило, не знакомы с любыми ресурсосберегающими технологиями.

Высокий износ основных фондов приводит к росту неоплачиваемых потерь. Последние, по данным Минрегиона, за 2008 г. составили: по воде – 20%, по электроэнергии – 15%, по тепловой энергии – 40%. Андрей Широков, советник председателя Совета Федерации, однако, утверждает, «что никакой достоверной информации о любых видах потерь сегодня нет и не может быть»: не зная точных объемов купли-продажи коммунальных ресурсов, нельзя говорить ни об их потерях, ни о планировании их потребления или экономии. «Естественные монополисты в этой сфере продолжают продавать свои товары без измерения их отпуска потребителям», – говорит он.

Сфера ЖКХ традиционно является в России темной лошадкой: что и куда она везет и сколько чего на этом пути теряет, непонятно не только простым потребителям услуг, но и самим участникам системы. На прошедшем недавно в Москве III Всероссийском форуме «Система управления жилищным фондом» один из выступавших признал: «Не знаем мы, что и куда у нас тратится, продолжаем зачастую отапливать улицы».

В 2008 г. на нужды ЖКХ пошло более 16% консолидированного бюджета всех субъектов Федерации, а это более 800 млрд руб. Общий же объем неэффективных расходов в отрасли составил 45 млрд руб. (данные Минрегиона).

На программу по капремонту (которая должна способствовать ресурсосбережению) в 2008 г. было потрачено 54 млрд руб. (из выделенных Фонду содействия реформированию ЖКХ 240 млрд руб.). Но, как сказал на форуме по ЖКХ Сергей Сиваев из фонда «Институт экономики города», капремонт в основном свелся к тому, что «там подмазали, там подлатали». На этот год госкорпорация вроде бы одобрила региональные заявки на капремонт на сумму 72 млрд руб. Однако скорость, с которой в кризисное время тают деньги Фонда ЖКХ, заставила депутатов Госдумы выступить с инициативой законопроекта, дающего возможность руководству госкорпорации отказывать в выделении денег регионам – особенно тем, кто уже получил их в этом году.

Москва, кстати, в этом году денег от Фонда ЖКХ не получит. Как объяснил депутат Мосгордумы Степан Орлов в интервью журналу «Коммунальный комплекс России», для того чтобы получить от госкорпорации максимально возможные 2 млрд руб., необходимо выполнить ряд условий, среди которых переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг. А это означает одновременное повышение платежей для населения в 1,5–1,8 раза.

У столицы – собственная программа по капремонту «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» (постановление правительства Москвы № 1032-ПП от 4.12.2007). Главное условие – заявки принимаются только от ТСЖ, а степень износа должен выявить мониторинг Мосжилинспекции. Программа действует с 2008 по 2014 г., в ее рамках предполагается отремонтировать более 12 000 жилых домов, построенных до 1991 г., в которых последние 25 лет не было капремонта (ведомственный жилой фонд исключается). Деньги из горбюджета на эти цели выделяются по конкурсу подрядным организациям. В 2008 г., по данным Орлова, было отремонтировано почти 1700 домов за 47 млрд руб. Правда, признал депутат, из-за того что к подрядчикам не предъявлялось никаких квалификационных требований (они не были предусмотрены законодательством о госзаказе), «нерадивость» ряда организаций привела к «негативным последствиям».

С 2009 г. предусмотрен только комплексный ремонт – на него бюджетом Москвы выделяется 40 млрд руб. А Мосгордума выступила с предложением дополнить федеральное законодательство о госзаказе квалификационными требованиями при выборе подрядных организаций.

Правда, лично мне и моим соседям капремонт пока не грозит, а это значит, что трубы будут изнашиваться, протечки – расти. Боюсь, что вместе с протечками будут расти и тарифы. Так что сэкономить на воде у меня вряд ли получится.