Слишком много Lada

«АвтоВАЗ» признал необходимость корректировки производственного плана. После незначительного роста в феврале – апреле в мае продажи Lada упали на 17,5%. За январь – май падение к тому же периоду 2008 г. составило 45%
С.Портер

ОАО «АвтоВАЗ»

автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). капитализация – 24,9 млрд руб. (ММВБ, 8 июня). финансовые показатели (РСБУ, I квартал): выручка – 16,93 млрд руб., Чистый Убыток – 6,33 млрд руб.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Lada в мае упали до 28 163 авто по сравнению с 34 136 в апреле. За пять месяцев продано 151 019 Lada, что на 45% меньше января – мая 2008 г., говорится в исследовании АЕБ.

По прогнозу президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, прозвучавшему на прошлой неделе на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в 2009 г. на российском рынке всего будет продано 1,2 млн новых машин (более ранний прогноз – не менее 1,4 млн авто). Поэтому сейчас тольяттинский автозавод готовит новую производственную программу до конца года, сообщил Алешин, не уточняя подробностей. В пресс-службе завода заявили, что в период кризиса предприятие работает на помесячном планировании, а «годовой производственный план может расцениваться только как прогноз деятельности «АвтоВАЗа» по отношению к объемам рынка».

В марте Алешин заявлял, что в этом году «АвтоВАЗ» произведет 590 000 Lada (450 000 машин на внутренний рынок, 80 000 на экспорт, 60 000 машинокомплектов). В мае вице-президент завода Ян Венсан уточнил, что завод собирается продать 470 000–500 000 автомобилей.

Производственный план нужно резать минимум на 20% до 440 000–450 000 авто, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. По его словам, рынок продолжает падать и даже продажи иномарок за первые пять месяцев опустились на уровень 2006 г. до 455 000 штук. А продажи «АвтоВАЗа» в мае по отношению к апрелю упали на 17,5%, отмечает аналитик.

Если тольяттинский автозавод не снизит амбициозные планы, названные в начале года, то ежемесячно он должен производить по 57 000–62 000 машин, говорит Пак. Тогда как рекорд продаж Lada в этом году зафиксирован в апреле на уровне всего 34 136 штук, отмечает он.

При сегодняшних продажах Lada «АвтоВАЗу» более чем достаточно производить 20 000–30 000 машин в месяц, считает аналитик «Велес капитала» Марина Иркли. При этом машин, собранных в этом году, ежемесячно продается по 24 000, отмечает она, а еще в среднем по 6000 Lada в месяц продают машин производства 2008 г. У завода и дилеров примерно 60 000–70 000 машин на складах, напоминает аналитик.

При существующем темпе производства с учетом уже произведенных в этом году машин (около 120 000) «АвтоВАЗ» соберет в 2009 г. не более 350 000 автомобилей и машинокомплектов, посчитала Иркли. Это на 43% меньше, чем в прошлом году, но соответствует общему падению рынка в 45–47%, говорит она.

Пак и Иркли считают, что особого всплеска продаж ожидать не стоит. Пока субсидирование ставок по автокредитам государством и собственные программы кредитования «АвтоВАЗа», по сути, не работают, считает Иркли. Возможно, ситуацию улучшит включение в пул банков, субсидирующих ставки и кредитующих по программе «Лада-финанс» (сейчас это Сбербанк, «ВТБ 24», Россельхозбанк и «Уралсиб»), частных банков, предполагает Пак.