Вектор


Не трогайте тарифы

В феврале крупные регистраторы и депозитарии, контролирующие около трети рынка, подписали меморандум об электронном документообороте, чтобы ограничить максимальную стоимость услуг по перерегистрации прав собственности. Некоторые из них уже ввели так называемые плоские тарифы – при перерегистрации собственника акций за операцию взимается фиксированная сумма, а не процент от стоимости переводимых бумаг.

Но не все их коллеги согласны на это. Руководители 12 регистраторов написали письмо руководителю ФСФР Владимиру Миловидову с просьбой не допустить введения плоского тарифа в их деятельности: это может привести к ухудшению финансового состояния участников рынка. Их можно понять: проценты за перерегистрацию права собственности – основной доход регистраторов. Депозитарии же помимо платы за транзакции взимают плату за хранение и другие услуги.

Регулирование тарифов – важный аспект, но есть и более насущные проблемы, решение которых необходимо для создания мирового финансового центра, предлагают регистраторы перевести тему.

Спорные дивиденды

В этом году между ведомствами вновь развернулась дискуссия, требовать ли от «Связьинвеста» (75% минус 1 акция которого принадлежит государству) дивидендов за прошлый год. Сам «Связьинвест», как и год назад, просил разрешения дивиденды не платить, а все средства направить на развитие, но разрешение на это получил впервые (см. статью на стр. А1). Хотя еще несколько дней назад министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев говорил: вопрос не в том, платить ли дивиденды, а в том, какую сумму. Позиция Минкомсвязи казалась логичной. За 2008 г. «Связьинвест» получил чистый убыток (120,5 млрд руб.), но причина этого – корректировка стоимости финансовых вложений в связи с девальвацией рубля. В реальности же средства у «Связьинвеста» должны быть: практически все его «дочки» дивиденды за прошлый год заплатят. То, что правительство не прислушалось к мнению отраслевого министерства, подтверждает обоснованность разговоров о борьбе интересов вокруг «Связьинвеста». Еще одно косвенное подтверждение тому – назначение председателем совета директоров «Связьинвеста» Леонида Реймана. Должность эта скорее статусная, чем дающая реальные полномочия, но еще в прошлом году многие чиновники сомневались, что бывший министр связи, с чьим именем ассоциируют не один скандал, вообще войдет в совет.

Сырье не дешевеет

Крупнейший в мире экспортер угля BHP Billiton вчера объявил о снижении цен на коксующийся уголь для большинства потребителей на 58% в сравнении с прошлым годом. Это означает, что самые качественные австралийские угли будут стоить в этом году $129 за тонну. Инвесторы позитивно восприняли новость – акции компании вчера выросли на 3,3%. BHP Billiton еще в апреле начала поставлять по этим ценам уголь, рынок предвкушал еще большее снижение цен: за прошлый год они выросли из-за ураганов в Австралии на 65–80%. Китайские компании, крупнейшие производители стали в мире, просят 40–45%-ное снижение цен на железную руду. Они обосновывают это тем, что цены на сталь упали за год на 70%. Но вчера другой горнодобывающий гигант, бразильская Vale, объявил о снижении цен годовых контрактов по железной руде всего на 28% для японских Nippon Steel Corp и Posco, а ранее третий сырьевой гранд Rio Tinto снизил цену для них на 33%. Обычно контракты с японцами выступают ориентирами для остального рынка. Это значит, что особенно дешевого сырья в Азии не будет. Российские горнодобывающие и металлургические компании могут вздохнуть с облегчением: нашему экспорту смогут помешать только запретительные пошлины.

Забыл про инвестиции

Себестоимость добычи нефти на Ванкорском месторождении составит $2 за баррель, заявил вчера президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. «Нефть с Ванкора будет одной из самых качественных в мире, а стоимость ее добычи – ниже средней», – отметил он (цитата по «Интерфаксу»). Названный Богданчиковым показатель действительно очень низок. По данным аналитика ИФК «Солид» Дениса Борисова, в России в среднем по отрасли себестоимость барреля составляет $3–5, а у мировых мейджоров – $5–7. Низкий уровень затрат на Ванкоре связан с уникальными горно-геологическими характеристиками месторождения: по итогам I квартала средний дебит одной скважины составил там около 300 т в сутки, тогда как в среднем по России новая скважина дает от 20 до 100 т в сутки. Но как бы ни были благоприятны условия добычи на этом месторождении, оно находится в Восточной Сибири, где практически полностью отсутствует инфраструктура. А это значит, что капитальные затраты там как минимум вдвое выше, чем, например, в Западной Сибири. И если учесть это обстоятельство, то без налоговых льгот освоение этой провинции будет убыточным. Юридически льготы уже существуют: для восточносибирских месторождений правительство с 2009 г. ввело нулевую ставку экспортной пошлины, – однако реально она пока не действует из-за технических проблем с учетом нефти.