Искусство сквернословия

«Русский леттризм» – выставка художественная, но своеобразная, смотреть там не на что, зато зачитаешься
М.Стулов

Способность Андрея Ерофеева делать ученые выставки на материале, который кажется мусором, достигла предела. Выставка «Русский леттризм» фонда «Артхроника», придуманная Ерофеевым, – это набор букв и надписей, за редкими исключениями не имеющих никакой эстетической ценности.

Термин «леттризм» (от французского «буква») и одноименное направление – изобретение модерниста Исидора Изу, автора запутанного, но пылкого манифеста, от смысла которого за полвека осталась только практика называть так искусство, где текст, буквы – объект изображения. А для русского искусства писать тексты к картинкам – любимое, со времен иконописи, занятие.

Выставка Ерофеева так глубоко не копает – начинается с советских нонконформистов, заканчивается сегодняшними опусами – и собрала работы с полсотни художников. Причем, констатирует Ерофеев, Третьяковка своих работ ему не дала. После скандального его увольнения с поста заведующего отделом новейших течений на это нельзя было и рассчитывать.

Но из галерей и частных собраний материала набрали на большой зал Центрального дома художника – слов нашему современному искусству не занимать.

Выставку открывают классики. В картинах Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Бориса Турецкого и объектах Игоря Шелковского слова еще имеют смысл, пусть и абсурдный, а графика букв определена художественной задачей. На выставке – от каждого по несколько известных работ. Только Эмма и Валерий Герловины представлены привезенными из американского частного собрания тонкими и медитативными, еще не намозолившими глаз вещами.

Для акционистов 90-х, как и для злых шутников соц-арта Комара и Меламида, Александра Косолапова, Вагрича Бахчаняна, слова – средство шутовской политической борьбы, профанация советских идеологических клише. Так что не удивительно, что половина экспозиции – лозунги.

Для нынешнего же поколения художников текст – и в этом они близки народу – чаще всего средство снятия напряжения. Недаром самое популярное тут слово – жопа, не в анатомическом смысле, а как определение душевного состояния, онтологической тоски, ну и много чего еще. Возможно, на выставке могли бы появиться и более эмоционально окрашенные сочетания букв, но публичное пространство обязывает. И даже на заборе, выстроенном посреди зала Виктором Скерсисом, нет самого заветного слова, зато присутствует длинное предложение о концептуализме.

Парадокс «Русского леттризма» – выставки, где большинство работ (или похожих на них) показывали на предыдущих выставках Андрея Ерофеева, где нет ничего красивого и умного меньше, чем натужно глубокомысленного, – в том, что после ее просмотра наступает чувство редкого удовлетворения. Текст на картине – прямое обращение к зрителю, прочтешь, даже абракадабру, и кажется, что все понял. Читать – не созерцать, привычное дело.