Искусство сквернословия
«Русский леттризм» – выставка художественная, но своеобразная, смотреть там не на что, зато зачитаешьсяСпособность Андрея Ерофеева делать ученые выставки на материале, который кажется мусором, достигла предела. Выставка «Русский леттризм» фонда «Артхроника», придуманная Ерофеевым, – это набор букв и надписей, за редкими исключениями не имеющих никакой эстетической ценности.
Термин «леттризм» (от французского «буква») и одноименное направление – изобретение модерниста Исидора Изу, автора запутанного, но пылкого манифеста, от смысла которого за полвека осталась только практика называть так искусство, где текст, буквы – объект изображения. А для русского искусства писать тексты к картинкам – любимое, со времен иконописи, занятие.
Выставка Ерофеева так глубоко не копает – начинается с советских нонконформистов, заканчивается сегодняшними опусами – и собрала работы с полсотни художников. Причем, констатирует Ерофеев, Третьяковка своих работ ему не дала. После скандального его увольнения с поста заведующего отделом новейших течений на это нельзя было и рассчитывать.
Но из галерей и частных собраний материала набрали на большой зал Центрального дома художника – слов нашему современному искусству не занимать.
Выставку открывают классики. В картинах Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Бориса Турецкого и объектах Игоря Шелковского слова еще имеют смысл, пусть и абсурдный, а графика букв определена художественной задачей. На выставке – от каждого по несколько известных работ. Только Эмма и Валерий Герловины представлены привезенными из американского частного собрания тонкими и медитативными, еще не намозолившими глаз вещами.
Для акционистов 90-х, как и для злых шутников соц-арта Комара и Меламида, Александра Косолапова, Вагрича Бахчаняна, слова – средство шутовской политической борьбы, профанация советских идеологических клише. Так что не удивительно, что половина экспозиции – лозунги.
Для нынешнего же поколения художников текст – и в этом они близки народу – чаще всего средство снятия напряжения. Недаром самое популярное тут слово – жопа, не в анатомическом смысле, а как определение душевного состояния, онтологической тоски, ну и много чего еще. Возможно, на выставке могли бы появиться и более эмоционально окрашенные сочетания букв, но публичное пространство обязывает. И даже на заборе, выстроенном посреди зала Виктором Скерсисом, нет самого заветного слова, зато присутствует длинное предложение о концептуализме.
Парадокс «Русского леттризма» – выставки, где большинство работ (или похожих на них) показывали на предыдущих выставках Андрея Ерофеева, где нет ничего красивого и умного меньше, чем натужно глубокомысленного, – в том, что после ее просмотра наступает чувство редкого удовлетворения. Текст на картине – прямое обращение к зрителю, прочтешь, даже абракадабру, и кажется, что все понял. Читать – не созерцать, привычное дело.