Modernizatsya.ru: Не обманывать себя


С интервалом в месяц президент Дмитрий Медведев сделал два заявления, свидетельствующие о том, что наша элита нестандартно представляет себе ориентиры развития страны. На совещании по проблемам модернизации 15 мая он говорил о необходимости повышения производительности; в ходе видеоконференции с полномочными представителями в федеральных округах 10 июня – о недопущении роста безработицы. Однако более противоречащие друг другу задачи сложно даже вообразить.

Производительность – это выработка на одного занятого в натуральном и денежном выражении. Все исследования, проводившиеся в мире в последние 20 лет, показывают, что главное средство ее наращивания – рост эффективности бизнес-процессов и оптимизация персонала. Важную роль играют конкурентная среда и общий уровень развития экономики. Технические факторы занимают третью строчку. Но в России, где не все отличают модернизацию экономики от придания ей инновационного характера, не понимают, что рост производительности недостижим без гибкой кадровой политики.

«Руководство на месте», осуществленное премьером Владимиром Путиным в Пикалево, лишь камуфлирует проблемы. Возьмем ту же цементную отрасль. С 1990 по 2008 г. объем производства снизился с 82,5 млн т до менее чем 40 млн т (а в январе – апреле 2009 г. составил в годовом исчислении всего 31,9 млн т). При этом численность занятых в отрасли почти не сократилась (с 48 000 до 45 500 человек). В итоге производительность, в 1990 г. составлявшая 23% от уровня США, упала до 9%. В ЕС немногим большее число работников – 52 800 – обеспечили в 2008 г. выпуск 269 млн т цемента – в семь раз больше, чем в РФ. Но в Европе персонал среднего завода – 165 человек, а у нас – более 700. Сокращение не менее половины работников отрасли – очевидная необходимость.

Вспомним «АвтоВАЗ»: 107 000 его рабочих в успешном 2007 году произвели товарной продукции на $6,1 млрд, собрав 734 000 машин. С тем же по численности коллективом BMW выпустила 1,54 млн автомобилей, выручив $78,9 млрд. И даже Skoda с 28 000 работников произвела в 2007 г. машин на $16,2 млрд. Но в кризис увольнения скорее случатся в Мюнхене или в Млада-Болеславе, чем в Тольятти.

Отечественные политики обманывают и себя, и граждан, рассуждая о том, что структурная перестройка экономики может произойти без тектонических сдвигов на рынке труда. Именно в данной сфере за последние 15 лет достигнут наименьший прогресс. В эти годы только и делали, что сохраняли занятость: с 1996 г. по апрель 2009 г. в экономике было создано 8,35 млн новых рабочих мест (12,6% от имевшихся 66,3 млн), тогда как в США – 44,3 млн (36,0%). Переток занятости между отраслями, относительно активный в 1990-е гг., сегодня практически остановился. К 2006–2007 гг. трудовые ресурсы в России стали дефицитными, что в странах с таким уровнем производительности – нонсенс. По данным компании Strategy Partners, главным сдерживающим развитие новых производств фактором инвесторы называли дефицит квалифицированных рабочих и технических специалистов. Поэтому задачей является закрытие неэффективных производств, повышение пособий по безработице и формирование реальной картины положения дел и содействие в создании новых производств. Федеральная и местные власти должны озаботиться не тем, как понуждать бизнес к сохранению рабочих мест, а тем, как создавать условия для появления новых.

В 1991 г., когда Volkswagen AG купила ту же Skoda, работники более года провели в частично оплачиваемых отпусках, пока производственные мощности не были модернизированы. И сейчас было бы правильнее в несколько раз сократить персонал «АвтоВАЗа», обеспечив ему достойные выходные пособия, а бюджетные средства, поддерживающие существование этого «живого трупа», потратить на закупку современных производственных линий. Кризис открывает перед Россией возможность осуществить реструктуризацию рынка труда – но власть, рассуждающая о модернизации, на деле боится создавать ее предпосылку.

Позитивная программа очевидна: воспользоваться впервые возникающими условиями для перераспределения трудовых ресурсов; осознать, что сейчас в России наблюдается не нехватка, а избыток рабочих рук; применить финансовую мощь государства для поддержки безработных, одновременно продемонстрировав предпринимателям, что рынок труда гибок и подвижен; принудить региональные власти вкладываться в инфраструктуру для новых бизнесов. Критерием эффективности губернаторов должны стать не сохраненные старые, а созданные новые рабочие места. Потому что повышение производительности при отсутствии увольнений и анемичных инвестициях может казаться достижимым только тем, кто смотрит на экономику из-за кремлевских зубцов. Для всех остальных эта задача представляется невыполнимой.