С регионов по «Копейке»

«Копейка» выкупит магазины своего крупнейшего регионального франчайзи – ООО «Копейка-Поволжье», которое контролирует Николай Цветков. Сделка может стоить несколько десятков миллионов долларов
Д. Гришкин

ОАО «ТД «Копейка»

торговая сеть. Акционеры – 100% акций принадлежит Николаю Цветкову. финансовые показатели (аудированная отчетность МСФО, 2008 г.): выручка – 51,6 млрд руб., валовая прибыль – 11,120 млрд руб. управляет 525 универсамами в 25 регионах.

До конца года ОАО «ТД «Копейка» намерено реализовать опцион на покупку региональных магазинов, объединенных в ООО «Копейка-Поволжье», рассказал «Ведомостям» финансовый директор ОАО «ТД «Копейка» Александр Тарасов. Компания направила в ФАС соответствующее ходатайство (копия есть у «Ведомостей»). Начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев в четверг сказал «Ведомостям», что пока не видел ходатайства. «Копейка» рассчитывает снизить издержки и увеличить прозрачность группы для кредиторов, объясняет объединение главный исполнительный директор ТД «Копейка» Максим Гольдберг.

На конец 2008 г. «Копейка-Поволжье» управляла 172 из 517 магазинов сети «Копейка». До 2007 г. ООО «Копейка-Поволжье» (подконтрольно Николаю Цветкову) было крупнейшим франчайзи сети. В конце 2007 г. бизнесы в Поволжье и Центральном Черноземье были отделены от бизнеса в Центральном регионе. Оператором в Москве, Московской области, Туле, Твери, Калуге и Рязани стал ТД «Копейка» (100% акций принадлежит Николаю Цветкову). Компании, работающие в Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже и Владимире, были объединены в пул и проданы ООО «Копейка-Поволжье». Сумма сделки составила около 600 млн руб., средства направлены в капитал ТД «Копейка». Реструктуризацию руководство «Копейки» объясняло желанием повысить операционную рентабельность в удаленных регионах. «Эффективно развиваться в регионах можно было, только управляя магазинами на местах», – говорил гендиректор ТД «Копейка» Сергей Солодов.

В 2008 г. и I квартале 2009 г. рентабельность региональных компаний росла быстрее, чем менеджмент ожидал в 2007 г., говорит Гольдберг. По данным управленческой отчетности, по итогам 2008 г. выручка «Копейки-Поволжье» выросла на 30% до 10,4 млрд руб. Выручка ТД «Копейка» выросла на 34,6% до 47 млрд руб. Продажи магазинов «Копейки-Поволжье», работающих более года, увеличились на 17% (у ТД «Копейка» – на 18,6%). «Мы ожидаем, что по итогам 2009 г. «Копейка-Поволжье» покажет рентабельность по EBITDA на уровне 4–5% при росте продаж на 25–30%», – говорит Тарасов. Менеджмент ТД «Копейка» рассчитывает на 30%-ный рост выручки и 6,5%-ную рентабельность по EBITDA (без учета «Копейки-Поволжье»).

По словам Тарасова, сделку ТД «Копейка» профинансирует за счет собственных средств. Ее сумма пока не определена: менеджмент «Копейки» ожидает, что она составит несколько десятков миллионов долларов, уточняет он. Будет ли сделка оплачена живыми деньгами, еще не решено, говорит Тарасов. Близкий к «Уралсибу» источник не исключает, что ООО «Копейка-Поволжье» может перейти к ТД «Копейка» в зачет долга. На конец 2008 г. долг «Копейки-Поволжье» составил 5 млрд руб.

Объединение в этом году может снизить рентабельность компании, говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Но после сделки компания сможет рассчитывать на более выгодные закупочные условия, эффективнее управлять запасами и экономить на управленческих расходах.