Россия чуть хуже Индии


Привлекательность российского рынка для иностранных ритейлеров в кризис только увеличилась, указывает американская исследовательская компания A.T. Kearney. По ее прогнозу, начиная с 2010 г. российский потребительский рынок в течение пяти лет будет ежегодно увеличиваться на 15%. В индексе инвестиционной привлекательности развивающихся рынков для экспансии торговых сетей A.T. Kearney (Global Retail Development Index, GRDI) Россия поднялась с прошлого года на одну позицию и заняла 2-е место. Самой привлекательной страной для ритейлеров, по мнению экспертов A.T. Kearney, в этом году является Индия. Третий в списке перспективнейших рынков Китай. Тройка лидеров восстановила статус-кво, нарушенный в 2008 г. Вьетнамом, вырвавшимся на 1-е место благодаря буму на рынке торговой недвижимости. В этом году Вьетнам опустился на пять позиций – из-за высокой инфляции и серьезных проблем в экспортно-ориентированной экономике, указано в отчете по GRDI.

Во время кризиса развивающиеся рынки становятся очень важными для глобальных сетей, потому что спрос на развитых рынках восстанавливается очень медленно, указывает партнер A.T. Kearney Хана Бен-Шабат. «Ведущим глобальным игрокам необходимо так сформировать свою стратегию, чтобы сбалансировать в портфеле активы на развитых и развивающихся рынках, что позволит лучше управлять рисками», – добавляет она.

Индийские розничные компании, пишут аналитики A.T. Kearney, вынуждены сворачивать операции и отказываться от развития из-за падения продаж. При этом ставки аренды в стране снизились до 40%, что дает хорошие возможности для экспансии в Индии глобальных игроков. Два преимущества России как площадки для развития глобальных торговых сетей – восстановление с 2010 г. высоких темпов роста потребительского спроса и низкая конкуренция: пять крупнейших ритейлеров контролируют не более 7% национального рынка. В Китае розничный рынок вырастет даже в 2009 г., но в этой стране уже высока конкуренция глобальных сетей.

В этом году в России ждут появления крупнейшего ритейлера мира – Wal-Mart. В компании согласны с тем, что российский рынок обладает большой инвестиционной привлекательностью: Wal-Mart открыла здесь свой офис, наняла гендиректора и ищет наилучшие возможности для выхода на рынок, сообщил представитель компании Кевин Гарднер. Участники розничного рынка утверждают, что Wal-Mart ведет переговоры о покупке петербургской сети «Лента». Однако представители американского ритейлера и «Ленты» это не подтверждают. В мае свой первый российский гипермаркет открыла французская сеть Carrefour. Три или четыре магазина готова открыть в России в этом году крупнейшая европейская сеть Kingfisher (товары для дома), заявил Financial Times гендиректор компании Ян Чешайр.