Есть жертвы, будет пересчет

После гибели нескольких оппозиционеров власти Ирана согласились на пересчет голосов, опасаясь повторения исламской революции

Начавшиеся после выборов 12 июня волнения в Иране привели к первым человеческим жертвам. Вчера гостелевидение Press TV сообщило о гибели семи человек в ночь на вторник. По официальной версии, они были убиты в ходе нападения на полицейский участок в центре Тегерана. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила еще о двух погибших – один из них был убит в Ширазе.

Вчера власти запретили иностранным журналистам освещать события в Тегеране. Сотрудники каналов RAI и CNN пожаловались, что их избили полицейские, у сотрудников телекомпаний ABC и NBC конфискованы пленки с записями антиправительственных выступлений.

Эти выступления, крупнейшие со времени исламской революции 1979 г., начались сразу после оглашения итогов выборов, согласно которым действующий президент Махмуд Ахмадинеджад получил почти 63% голосов, а его основной соперник экс-премьер Мир Хоссейн Мусави – 34%. Мусави, еще до оглашения итогов объявивший себя победителем, обвинил власти в подтасовках, а власти начали арест оппозиционеров (еще в выходные за решетку попали около 170 человек).

В понедельник вопреки запрету МВД на площади Свободы в Тегеране прошел массовый митинг его сторонников. Их собралось несколько сотен тысяч – очевидцы говорят, что митинг растянулся на 8 км. Демонстрация была запланирована и на вторник, но Мусави призвал ее отменить во избежание новых жертв.

В воскресенье Мусави подал жалобу на фальсификации в совет стражей, выполняющий в стране роль центризбиркома. Спустя день с призывом провести расследование возможных фальсификаций обратился духовный лидер аятолла Али Хаменеи, ранее признавший выборы справедливыми. В итоге вчера совет стражей заявил о готовности пересчитать часть голосов, но только на тех избирательных участках, где, по утверждению оппозиции, были допущены нарушения. Оппозиция выступила в ответ с требованием новых выборов.

Ахмадинеджад находился вчера в Екатеринбурге на саммите ШОС, наблюдателем при которой является Иран. Коллеги по ШОС поздравили его с победой.

Высшее духовенство понимает, что, если не смягчить позицию, Иран ждут два сценария, объясняет смену настроя аятоллы президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: либо придется давить оппозицию и превращать Тегеран во вторую площадь Тяньаньмэнь, либо оппозиция снесет нынешний режим, как в 1979 г. снесли режим шаха.