Новинки книжных развалов


Интеллектуальный капитал: практика управления

Йоран Руус, Стивен Пайк, Лиза Фернстрём

СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента» С.-Петербургского университета, 2008. 436 с.

Дания – самая счастливая страна на планете. К такому выводу пришел интернет-портал World Database of Happiness (Всемирная база данных о счастье) в итоге прошлогоднего исследования. На первом месте Дания не только в том, что касается счастья и благополучия ее граждан, но и в вопросах интеллектуального капитала: по утверждению сотрудников лондонской Intellectual Capital Services Ltd., сочинивших книгу по этой теме, в Дании с 2003 г. «от фирм начали требовать предоставления отчета об интеллектуальном капитале в дополнение к другой требуемой отчетности».

Йоран Руус, Стивен Пайк и Лиза Фернстрём напоминают, что уже с 1998 г. Coloplast, датская компания, производящая медицинские материалы, «подавала отчеты об интеллектуальном капитале в соответствии с датскими рекомендациями по обнародованию информации» и информация эта предназначалась для четырех «заинтересованных сторон» – владельцев (акционеров), клиентов, работников и общества.

Однако первой крупной компанией, принявшей философию интеллектуального капитала, стала, по мнению авторов, шведская страховая компания Skandia, каковая по инициативе ее директора по интеллектуальному капиталу Лейфа Эдвинссона в 1994 г. выпустила «отчет об интеллектуальном капитале в виде дополнения к годовому отчету».

Кстати, именно Эдвинссону принадлежит определение организационного капитала: это «те вещи, которые остаются в организации, когда работники покинули здание, но которые вы не можете обнаружить в балансовом отчете». Организационный капитал вместе с отношенческим и человеческим составляют триаду интеллектуального капитала. И только первая составляющая, по мнению авторов, целиком принадлежит организации: в нее входят такие «ресурсы, как бренды, интеллектуальная собственность, процессы, системы, организационная структура, информация (на бумаге и в базах данных) и т. п.». Зато организация не владеет качествами, «которые характеризуют индивидуумов как ресурсы для компании, при условии что эти качества не могут быть заменены машинами или записаны на лист бумаги», ведь в эту категорию «входят компетенция, отношение к работе, умения, неявные знания, личные связи и т. п.». Организации также неподвластны «отношения, которые она устанавливает с клиентами, потребителями, посредниками, представителями, поставщиками, партнерами, владельцами, кредиторами и т. п.».

Эти три базовых ресурса, или капитала, любой компании, по мнению исследователей, легко изобразить «в виде ресурсного дерева». А качество и количество каждого ресурса применительно к собственной компании читатель может оценить с помощью предлагаемого авторами «метода светофора».