Не оставляют надежды

Новый директор самарского «Авиакора», потеряв 57% работников, должен к сентябрю избавить завод от текущих убытков
Д. Гришкин

ОАО «Авиакор – Авиационный завод»

Акционеры: ООО «Авиаресурс холдинг» («дочка» «Русских машин») – 61,97%, ООО «Панинтер» – 15%, банк «Союз» (номинальный держатель) – 23,02%. финансовые показатели (РСБУ, I квартал 2009 г.): выручка– 69,982 млн руб., чистый убыток – 164,23 млн руб.

Сегодня самарский авиационный завод «Авиакор» (входит в «Русские машины», РМ) начинает финальный этап реструктуризации, план которого утвержден в октябре 2008 г. Это позволит предприятию уже к сентябрю выйти на операционную безубыточность, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе РМ. В 2008 г., по данным завода, чистый убыток завода составил 520,247 млн руб., в 2007 г. – 581,368 млн руб.

Воплощать планы РМ будет новый генеральный директор: с 8 июня завод возглавил Алексей Гусев, он избавится от приставки и. о. «на ближайшем совете директоров», уточнил сотрудник пресс-службы. Экс-директор Вячеслав Артемьев покинул предприятие после окончания контракта.

По словам Гусева, придется сократить штат на 1500 человек (57% от сегодняшней численности, 1000 увольняемых, по заявлениям РМ, – пенсионеры). После реструктуризации, которая завершится в сентябре, компания собирается принимать на «Авиакор» ежегодно по 100–150 человек, отмечает сотрудник пресс-службы. На сегодня для выполнения производственного плана нужно всего 1100 человек, говорит Гусев.

Сейчас «Авиакор» строит пять самолетов Ан-140 и готовится в июле передать авиакомпании «Якутия» третий Ан-140 (планировали передать в январе, первые два переданы в 2006 и 2008 гг.). Для запуска строительства пяти «Анов» предоплату в 15% (стоимость одного Ан-140 в зависимости от комплектации – 450–500 млн руб.) внесла сама РМ, сообщили в пресс-службе компании. Покупателей пяти самолетов в РМ не называют.

Представители РМ говорят, что стартовый портфель заказов (контракты не подписаны) включает строительство еще 32 Ан-140, но сроки выполнения этих заказов и заказчиков не называют. По информации пресс-службы РМ, все заказы «в достаточно продвинутой переговорной стадии», а среди покупателей – две авиакомпании и три госструктуры. Аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что среди потенциальных заказчиков – погранслужба ФСБ и все та же «Якутия», которая может заказать до шести самолетов. Связаться с гендиректором «Якутии» Иваном Проститом вчера не удалось.

По мнению Пантелеева, завод сможет получить заказы на все 32 самолета, но при условии запуска Ан-140 в серию.

А пока, отмечает представитель РМ, завод сможет заработать на ремонтах Ту-154. Заказ на этот год – семь самолетов, что в два раза больше, чем в 2008 г. Уже ремонтируются три машины ГТК «России», минобороны Польши и России. Еще четыре – от минобороны Польши, МВД Словакии, Китайской объединенной авиакомпании и «Оренбургских авиалиний» будут отремонтированы до конца года. В РМ прогнозируют ежегодную выручку от ремонтов в 500 млн руб. (в 2008 г. – 253,615 млн руб.).

Сейчас завод не может получить с Минобороны и Минфина 500 млн руб. по госзаказу, рассказал представитель компании. В результате задолженность «Авиакора» перед собственным персоналом на 10 июня – 47 млн руб. Еще около 100 млн руб. завод должен энергетикам, по данным ВоТГК. По словам министра промышленности Самарской области Владислава Капустина, есть распоряжение министра обороны Анатолия Сердюкова о погашении долга перед «Авиакором». Деньги, по словам Капустина, завод сможет получить уже на следующей неделе.

В РМ уверены, что по итогам года завод получит 1 млрд руб. выручки (в 2008 г. – 673,488 млн руб.). Но долги завода в четыре раза больше (см. таблицу). Пантелеев говорит, что погасить их заводу будет трудно: нет все того же серийного производства. А у собственников «Авиакора» и так много проблемных активов – например, группа ГАЗ, добавляет он. На 1 млрд руб. завод сможет только существовать, но не развиваться, считает эксперт.

Помочь предприятию может вхождение в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), говорит Пантелеев. Сотрудник ОАК говорит, что этот вопрос будет решать совет директоров корпорации в июле-августе после того, как его одобрит правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса.