Бизнес и общество: Опечатки государства


В нашей стране законы являются источником опасности для граждан. В любом законе есть «закладка». Она на первый взгляд не явная, но тот, кто использует закон, знает четко, как применять ее в своих интересах. Казалось бы, какая небольшая разница между союзами «и» и «или». А если в какой-либо закон внести изменение, поменять «или» на «и», – получается огромная разница. Например, ФСКН придумала себе поле деятельности с помощью союза «и». В химии иногда некоторые вещества называют «сильнодействующие ядовитые вещества». Если между этими словами поставить «и», то получится два класса веществ: сильнодействующие и ядовитые. То, что в химии нет «сильнодействующих» веществ, законодателей не интересует. Как следствие, быстро появляется перечень названий веществ, которые Госнаркоконтроль решил называть сильнодействующими, и статья в Уголовном кодексе. И вот уже есть возможность контролировать бизнес.

Министерство налогов и сборов, в свою очередь, используя этот маневр с союзами, тоже придумало очередную «закладку» для предпринимателя. Внесены очередные изменения в правила заполнения счетов-фактур. В мае вышло постановление правительства № 451 об очередных изменениях в оформлении счетов-фактур. До выхода этого постановления предприниматель мог указывать полное или сокращенное название компании, а сейчас он должен указывать и полное, и сокращенное. То есть до этого можно было писать «ООО «АБВ», а теперь надо писать «Общество с ограниченной ответственностью «АБВ» (ООО «АБВ»)». Теперь все компании России должны внести изменения в программы бухгалтерского и товарного учета, перепечатать все счета фактуры начиная с 9 июня (дата вступления постановления в силу), обменяться ими с покупателями, заплатить за обновление программного обеспечения. Это постановление вызвало настоящий переполох в бухгалтериях. Продавцы перезваниваются с покупателями, пытаясь наладить обмен документами. Специализированные журналы говорят, что скорее всего в постановлении допущена опечатка, но надо соблюдать новые правила. Один союз «и» заставляет десятки тысяч бухгалтеров перепечатывать тонны бумаг и мириться с появившимися новыми возможностями налоговиков по невозмещению НДС. Счет-фактура очень важный для налоговика документ. На основании счета-фактуры происходит возмещение НДС. Тут и сталкиваются интересы сторон: бизнес хочет возместить законом обещанный ему НДС, налоговая делает все, чтобы не расходовать бюджетные средства на какой-то там бизнес.

Бюрократическая машина нагружает предпринимателя огромным количеством работы с целью усложнить ему задачу и потом подловить на ошибке. Например, предприниматель обязан оформлять счет-фактуру не только на товар, но и на деньги. Получил предоплату – оформи на нее счет-фактуру, занеси ее в книгу продаж, отгрузил товар – выпиши счет-фактуру на отгрузку, занеси ее снова в книгу продаж, а счет-фактуру по авансу занеси в книгу покупок. Порядок возмещения НДС максимально затруднен с помощью сложной процедуры учета и оформления документов. Наше законодательство по оформлению счета-фактуры очень жестко относится к его заполнению. Малейшая оплошность, опечатка в этой бумаге дает налоговикам возможность не принимать НДС к зачету. Доказать, что это опечатка, можно только в суде. Все это дает налоговой возможность не расставаться с деньгами до решения суда, а для бизнеса это время, деньги и прочая давно уже привычная для него нагрузка презумпции виновности во всем. Но и это налоговой кажется недостаточным инструментом для невозврата НДС. Появляется очередное усложнение. Кому нужны эти полные и сокращенные названия? Неужели могут быть какие-то разночтения в расшифровке ОАО или ЗАО?

Так все-таки что это – опечатка или намеренная «закладка»? Но что бы это ни было, в любом случае бизнесу приходится смиряться с любыми опечатками государства, какими бы абсурдными они ни были. Ведь опечатка государства – это закон, а опечатка бизнеса – преступление.