Ориентиры: Дележ федерального наследства

Петербург одним из первых среди субъектов РФ поделил с федеральными властями часть памятников общероссийского значения, расположенных на территории Северной столицы.

Разошлись примерно поровну: Федерации досталось 196 исторических ансамблей, городу – 204. Правда, если считать по отдельным зданиям, у Петербурга достижения скромнее: 284 объекта против 441 федерального.

Регистрация прав на историческую недвижимость означает конец многолетней неразберихе (кто и за что отвечает, кто и за чей счет содержит объекты и финансирует их реконструкцию). А памятников федерального ранга в Петербурге ни много ни мало около 3500.

Процедура разграничения собственности на культурное наследие оказалась трудной и долгой. Списки многократно перекраивались и застревали в разных согласующих инстанциях, многие начальники за это время успели сменить место работы, а у каждого нового, естественно, имелся собственный взгляд на проблему.

История с разделением госсобственности на федеральную (прежде – общесоюзную) и региональную запутывалась с начала 90-х. Нынешний передел касается в основном тех памятников, которые были признаны федеральными после 27 декабря 1991 г., а значит, автоматически не относятся к собственности РФ. Однако город смог закрепить свои права и на часть объектов, считавшихся общероссийскими ДО обозначенной даты. Это касается зданий, которые необходимы субъектам РФ или муниципальным образованиям для реализации их полномочий. При этом законодательство не требует, чтобы памятники непосредственно использовались местными властями для их нужд. К примеру, торговля, общепит и т. п. – это функции, которые, по идее, субъект РФ развивать должен, и они явно не относятся к полномочиям Федерации. А то, что историческая недвижимость предоставлена в аренду коммерческой организации, а не муниципальной столовой, не принципиально. На этом основании Петербург, например, смог оформить право собственности на здание Большого Гостиного двора на Невском проспекте.

Первый раздел имущества состоялся в мае 2008 г. Тогда городу досталось всего 22 исторических объекта (Дворец Кочубея на Английской набережной, Михайловский театр, Палаты Кикина и др.). Зато перед Новым годом Владимир Путин преподнес малой родине подарок в виде 153 архитектурных ансамблей (в том числе Мариинский, Елагин, Аничков и Каменноостровский дворцы, Мариинская больница, Смольный институт, ансамбль стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости, исключая Монетный двор, и др.).

Федерация тоже не прогадала, получив Александро-Невскую лавру, Эрмитаж, Адмиралтейство, Биржу, Инженерный замок, Летний сад (всего 119 объектов).

Судьба еще примерно сотни памятников осталась неясной. В спорном списке остались наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения адреса. Наконец 19 мая премьер-министр подписал распоряжение, фактически завершившее исторический передел. Городской добычей стали Большой Гостиный двор и Малый Гостиный двор (на наб. канала Грибоедова), Гостиный двор в Кронштадте, Дворец Юсуповых, Никольский, Андреевский, Круглый и Ямской рынки, Казармы Павловского полка на Марсовом поле, Дом экспедиции государственных доходов на Садовой, 12, здания на Конюшенной площади, 1, Малой Морской улице, 23, Невском, 70, и проч. В собственность Петербурга также отошли пригородные ансамбли «Собственная дача» и дворец «Бельведер» в Петродворце, дача Самойловой в Пушкине.

Чиновники Смольного неоднократно подчеркивали, что приватизация памятников – отнюдь не главная цель перераспределения собственности. Основная проблема заключалась в том, что город не мог напрямую тратить средства на содержание и реставрацию ветшавшего федерального наследия, не являясь его владельцем.

Хотя часть объектов теперь скорее всего все же перейдет из городской собственности в частную. Судьба каждого будет решаться на уровне местного закона. Именно так сегодня регулируется приватизация памятников регионального значения.

«После разграничения собственности по ряду зданий решится вопрос о старте инвестиционных проектов, – уверен вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов. – Конкретных планов, связанных с вовлечением в оборот тех или иных памятников, у нас пока нет, но возможность такая у города наконец появится».

Жаль только, что дележка затянулась, а в кризис шансы найти инвесторов на капиталоемкие и крайне сложные проекты, связанные с жесткими охранными требованиями, невелики.