Праздник неурожая

Судя по тому, что показали на балетном конкурсе молодые дарования со всего света, у хореографии мало шансов на будущее
Н. Баусова

Фейерверк лауреатских гала, который призван был отметить подведение итогов XI международного балетного конкурса, вышел совсем не искрящимся. Зрители утекали в антрактах, даже не дождавшись выхода золотых победителей. За 40 лет существования московского конкурса публика приучена к финалам, достойным Олимпиад или Уимблдонов: с разбитыми надеждами, но и с нежданными взлетами. Сцена Большого театра, предоставленная конкурсу, и его репутация одного из самых сложных даже в худшие годы привлекали сильнейших.

Но на этот раз на финальных гала впору было удивляться: как половина мальчиков и девочек с медальками на шее вообще преодолела санитарный кордон первого тура? Жюри под председательством бессменного Юрия Григоровича, вероятно, само оказалось обескуражено уровнем 120 участников из 21 страны. Обычно придирчивое, оно вдруг не только выдало почти все предусмотренные премии, но многие из них еще и разделило между конкурсантами.

Конкурс хореографов годился разве что для показа в провинциальных домах культуры, поэтому даже не вторичное, а третичное «Отражение» Ксении Ойвенталь (III премия), осваивающее стиль Ноймайера, выглядело достижением.

У исполнителей бронзу в младшей группе Эмили Кадов, мучительно кренившейся под весом собственной головы в виртуозной вариации Тени из «Баядерки», как и серебро железобетонной в изысканной вариации из «Сильфиды» Ханы Шиллер, в зале добродушно списали на личный звонок президента Обамы. Только стремлением крепить дружбу народов можно объяснить и II премию в младшей группе канадки Эллис Ши, разнесшей в пух и прах вязь вариации из Па-де-де Обера, и серебро у старших украинки Оксаны Бондаревой, представившей Одиллию девушкой с обложки журнала «Крестьянка», и бронзу нескладного казаха Эльдара Сарсембаева.

Поэтому неудивительно, что целая лавина наград излилась на представителей России. Позиции артистов Большого и Мариинки, а также большой группы студенток Московской академии хореографии выглядели на общем уровне неоспоримыми. Однако рекорды виртуозности побиты не были, стилистическая точность для большинства оказалась пустым звуком, так же как и понимание современной хореографии. Из общей группы удалось выделиться японке Фуми Канеко и москвичке Дарье Хохловой, разделившим серебро в младшей группе, корейцам Ли Хве Ким и Ли Хун Дону, выученным в английской традиции (у них II премии в разделе дуэтов), артистке Большого Нине Гольской.

Индивидуальностью блеснули юный португалец Марселино Самбе (II премия в младшей группе), китайцы Вентинь Гуан (I премия) и Лянь Синь (II премия), артист Большого театра Дмитрий Загребин (I премия) и выпускницы Московской академии Анастасия Соболева и Анжелина Воронцова (I премии в младшей группе). Их имена имеет смысл запомнить.