Глобалист: Прямой дорогой – в тупик


Давно не приходилось слышать ничего более странного, чем пятничное выступление аятоллы Хаменеи. Человек, которого никто никогда никуда не выбирал, но который тем не менее обладает фантастическими полномочиями, в частности правом уволить всенародно избранного президента страны, прочел всему миру пространную лекцию о демократии. По назидательности эта лекция превзошла любые демократические поучения со стороны Запада, на которые так любят жаловаться лидеры развивающегося мира.

Собственно, «исламская демократия», прелести которой Хаменеи нахваливал, – вещь для Азии не новая. В России есть «суверенная» демократия, в Китае – демократия «тяньаньмыньская». Северная Корея вообще Народно-Демократическая Республика. Можно объединить эти примеры универсальным термином «азиатская демократия» – это когда народ голосует так, как хотела бы горстка узурпировавших власть правителей, а протестующие объявляются экстремистами, подкупленными врагами с Запада. Экстремистам, естественно, полагаются пули, дубинки и слезоточивый газ.

В Иране конфликт между модернистской и консервативной частью общества дошел до точки кипения, до момента, когда дальнейшее мирное сосуществование этих групп становится малореальным. На какое-то время консерваторы, заигрывая с пассивным большинством через псевдодемократические процедуры и эксплуатируя мобилизационно-патриотическую риторику, справлялись с реформистами. Но протесты показали, что сложившийся в Иране режим категорически не устраивает значительную, активную и влиятельную часть населения. Пусть эта часть общества и не составляет большинства (нет уверенности в том, что Мир-Хоссейн Мусави действительно выиграл выборы, как заявляет иранская оппозиция), но она явно не готова дальше мириться с политической системой, не дающей ей возможности влиять на принимаемые решения и реализовывать свои идеи. Решительность действий иранских протестующих – свидетельство крайней степени отчаяния. Протесты сопровождаются очевидным расколом в иранской «революционной элите». Какими бы сильными ни были сегодня меры подавления протестов, ясно, что прежний режим пошел трещинами и может удержаться только за счет крайних репрессий. Хаменеи выбрал тяньаньмыньский вариант.

В какой-то момент перед такой развилкой окажутся и российские правители. За последний год они имели шансы предпринять реальные шаги по демократизации страны, но выбрали прямолинейный курс на оборону статус-кво. Сегодня в России агрессивно-послушное большинство, как и 20 лет назад, пытается перекричать и заглушить голоса меньшинства, выступающего за модернизацию. Напомню, что «захлопывание» Андрея Сахарова в июне 1989 г. обернулось путчем и развалом СССР в 1991-м.

Авторитарные лидеры должны предпринять шаги навстречу меньшинству, требующему перемен. Иначе ситуация, как и сегодня в Иране, окажется тупиковой.