Поработают вполсилы

С сентября «АвтоВАЗ» может перевести всех своих сотрудников – от рабочих до президента – на 20-часовую рабочую неделю с сокращением зарплат практически наполовину. Это позволит предприятию сэкономить до 8 млрд руб.
С сентября сотрудники «АвтоВАЗа» могут работать вдвое меньше. На столько же в этом случае сократится и их зарплата/ С.Портер

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 17,9 млрд руб. (ММВБ). Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 160,24 млрд руб., чистый убыток – 6,68 млрд руб.

О такой возможности предупредил вчера профсоюзных лидеров «АвтоВАЗа» президент компании Борис Алешин, рассказал «Ведомостям» представитель предприятия. По его словам, Алешин сообщил, что руководство компании рассматривает возможность перехода с сентября по февраль 2010 г. на 20-часовую рабочую неделю без компенсации простоя. Конвейер будет работать в две смены. Пойти на этот шаг придется, если станет сбываться пессимистический прогноз на этот год: продажи автомобилей упадут до 1,2 млн автомобилей, а на долю «АвтоВАЗа» придется 30% рынка.

Будут сокращены зарплаты не только рабочих, но и всех топ-менеджеров, включая президента, подчеркивает представитель «АвтоВАЗа».

Фактически это означает сокращение зарплаты вдвое по сравнению с докризисным уровнем, говорит сотрудник автозавода. В среднем за месяц при обычном режиме сотрудник отрабатывает 167 часов, при сокращенной рабочей неделе будет около 80 часов. Сейчас основные производства «АвтоВАЗа» работают ежедневно в одну восьмичасовую смену, каждый сотрудник при этом работает по две недели в месяц, которые оплачиваются полностью, а за двухнедельный простой «АвтоВАЗ» платит ему 2/3 средней зарплаты. Зарплата каждого сотрудника сокращается, таким образом, на 20%.

Председатель профкома «АвтоВАЗа» Николай Карагин отказался комментировать заявление Алешина. Лидер независимого профсоюза «Единство» вчера был недоступен для журналистов.

В 2008 г. содержание персонала обошлось «АвтоВАЗу» в 26,6 млрд руб. Таким образом, общая экономия от простоя может составить около 8 млрд руб.

«АвтоВАЗ» стремится избежать массовых сокращений, говорит представитель завода. Пока компания остановила набор новых сотрудников, увольняет лишь пенсионеров, а часть вспомогательных производств перевела на аутсорсинг.

По итогам пяти месяцев 2009 г. продажи «АвтоВАЗа» упали на 45% до 151 019 машин, весь рынок сократился на 47% до 645 162. Жестких мер «АвтоВАЗу» не избежать, считает аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина, продажи новых автомобилей в этом году как раз составят примерно 1,2 млн. К тому же по итогам пяти месяцев «АвтоВАЗ» занимал всего 23,4% рынка. У «АвтоВАЗа» есть большой ресурс для сокращения персонала, говорит она, но завод идет по пути наименьшей социальной напряженности.