В Египет с подлодками и АЭС


В ходе переговоров обсуждался и вопрос об участии России в египетской программе по использованию атомной энергии, стартовавшей в 2007 г.; рамочное соглашение в этой области между «Росатомом» и его египетскими коллегами вступило в силу в марте. По словам гендиректора «Росатома» Сергея Кириенко, египтянами уже выбрана консалтинговая компания, которая поможет организовать тендер на постройку атомного энергоблока.

Вчера президент Дмитрий Медведев начал африканское турне с Египта, где провел переговоры с египетским президентом Хосни Мубараком, выступил перед арабскими дипломатами в штаб-квартире Лиги арабских государств и встретился с сыном президента зампредом правящей Национал-демократической партии Гамалем Мубараком, которого прочат в преемники.

По итогам переговоров был подписан договор о стратегическом партнерстве между Россией и Египтом. Он предусматривает развитие отношений во всех сферах, включая военно-техническое сотрудничество, прописанное отдельным пунктом.

Египет в 50–70-е гг. был крупнейшим импортером вооружений из СССР. Однако, будучи получателем крупной американской военной помощи (на $1,3 млрд в 2008 г.), закупать российское оружие он будет в ограниченных масштабах, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В составе российской делегации присутствовал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев и замгендиректора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко. В 2008 г. Египет заключил контракт на поставку из России 14 вертолетов Ми-17 на сумму около $150 млн, а сейчас идут переговоры о продаже двух подлодок проекта 636 стоимостью не менее $600 млн, говорит источник, близкий к «Рособоронэкспорту».

Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития сообщил, что еще ранее разрешилась проблема ареста египетскими санитарными органами пшеницы из России (весной было арестовано около 108 000 т, в начале июня арест снят). Чиновники двух стран договорились вести совместную работу по сертификации зерна, что позволит избежать таких случаев: арестованная пшеница принадлежала не российским компаниям, а трейдерам из третьих стран. Египет – крупнейший покупатель российского зерна (около 3 млн т в год), и чиновник уверен, что эти объемы будут сохранены.